Лауреат Нобелевской премии мира Обама на минувшей неделе произнес перед выпускниками Вестпойнтской военной академии программную речь о внешней политике.
Глобальное лидерство Америки — не вопрос: по словам главы Белого дома, тут Штаты в силу своей исключительности незаменимы. Вопрос — как лидировать? Изложенную Обамой концепцию управления миром американские пресса и экспертное сообщество встретили с прохладцей и даже издевками: мутно, беспомощно, президент связывает стране руки. Это если не читать между строк.
Барак Обама, президент США: «Мнение международного сообщества имеет значение, но Америка никогда не будет спрашивать разрешения для защиты своих граждан, для защиты родины или нашего образа жизни».
Классика жанра, без нее — никуда, хотя уже и в самих Штатах приелась. Американскую армию Обама сравнил с лучшим молотком на планете, оговорившись: не каждая проблема в мире — гвоздь. «Ястребы» ощетинились: столько лет именно военная сила была надежным гарантом экспорта демократии, и что теперь? С таким подходом подтекст не разобрать. А он есть. Цена прямых боевых операций слишком высока, констатирует Обама. И правда: расходы немалые, в обществе
Поскольку в качестве позитивного примера была приведена ситуация вокруг Украины, становится ясно, какие средства хороши. Своих целей можно достигать чужими руками и чужой кровью, главное — нужных туземцев прикормить. А вот насчет того, что Америка мобилизовала своих союзников и добилась полной изоляции России, Обама явно погорячился.
Стивен Бланк, старший научный сотрудник Американского совета по международным отношениям: «Да, действительно, в
Выдавать желаемое за действительное — обычная практика Вашингтона. Твердить о своей великой миссии — тоже. Границы американского представления о совести четко не обозначены, но их нарушителям обещано неминуемое возмездие. Политика остается прежней — экспансионистской. Методы становятся изощреннее и циничней.