На родине Сапармурата Ниязова называли туркменбаши Великим отцом всех туркмен. Зарубежные правозащитники считали его жестоким диктатором.
На родине Сапармурата Ниязова называли туркменбаши Великим — отцом всех туркмен. Зарубежные правозащитники считали его жестоким диктатором.
В честь Ниязова, а также в память о его родителях, в стране названы города и районы, предприятия, улицы, школы и даже месяцы года. Его памятники, бюсты и портреты украшают тысячи площадей и зданий. Да и государством, по сути дела, был он.
Решение о выборах нового президента, как ожидается, будет принято 26 декабря на внеочередном заседании высшего представительного органа власти в стране — Народного Совета. Корреспондент НТВ Сергей Морозов всмотрелся в лица потенциальных наследников.
Несколько недель назад президент Ниязов рассказал гостям притчу о национальном герое Туркмении, концовку которой тогда никто не оценил.
Cапармурат Ниязов, президент Туркмении: «У меня жизнь на волоске висит все время. Каждый так иногда думает: вот у меня какие войска, вот какой я сильный. А вот мгновение — и человека не стало».
В октябре Ниязов при всех упал в обморок. Понимал ли он тогда, что преемник нужен срочно? Даже если и так, найти его было нелегко. Он сам зачистил политическое поле так, что даже эксперты не видели явных лидеров.
Аркадий Дубнов, журналист: «За 15 лет независимости руководители пяти областей менялись 52 раза, то есть раз в полгода».
Алексей Митрофанов, депутат Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «Устройство государства Сапармуратом Ниязовым означало, что никто не играет никакой ведущей роли в обществе, кроме него. Он периодически убирал кадры и там, и здесь. Он не давал никому возвышаться, не давал никому усилиться».
В декабре Ниязов послал вместо себя на саммит СНГ
Монументальную траурную музыку на туркменском телевидении в пятницу прервали, чтобы полностью выдать в эфир заседание парламента. Депутаты единогласно лишили поста и постановили арестовать своего спикера Овезгельды Атаева.
По Конституции именно он, а не
В пятницу он появился в зале заседаний, а вместе с ним пришел генпрокурор, который рассказал, что Атаев, имея личную межплеменную неприязнь, противился браку своего приемного сына с гражданкой Гульсенем Оразсахедовой из племени нохур, которую фактически довел до самоубийства.
На трибуну вышла новый спикер Акджа Нурбердыева. Она заметно волновалась, вероятно представляя, что пост главы государства обрушится на нее, если с нынешним и. о.
Сразу после смерти Ниязова появилась информация, будто исчез его личный казначей с важными бумагами. Ниязов так замкнул все на себе, что экстренные заседания правительства шли с такой повесткой: обеспечить продовольствием, не допустить роста цен. Какбудто раньше все это делал лично Ниязов.
В Москве Байрам Шихмурадов говорит, что его отец был
Всех шокировало, когда четыре года назад он появился на экранах с изменившимся лицом и зачитал покаяние. Теперь его сын Байрам говорит, что без поддержки спецслужб и. о. президента вряд ли смог бы занять это место.
Байрам Шихмурадов, сын Бориса Шихмурадова: «Я могу ошибаться, но я считаю, что это та самая военная верхушка, которая сейчас фактически руководит страной. Это Акмурад Реджепов, силовые министры, большинство из которых выходцы из службы охраны президента».
Генерал Реджепов был рядом с Ниязовым с первого дня его президентства. Ему подчиняется полк охраны в две тысячи человек, но политические возможности гораздо шире. Говорят, что ему удалось сместить министра нацбезопасности.
По некоторым данным, Реджепов составляет протекцию единственному известному сыну Ниязова Мурату. Но Мурат долго прожил вне Туркмении, и неизвестно, хочет и может ли он возглавить страну.
Алексей Митрофанов, депутат Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «Он жил в Австрии, бывал в Эмиратах. Насколько мне известно, он оттуда и едет в Туркмению. Но, тем не менее, он может быть влиятельной фигурой в туркменском раскладе».
Наконец, самостоятельную партию может попробовать сыграть министр обороны Агагельды Мамметгельдыев. Это он недавно дарил Ниязову саблю, а тот ему орден своего имени. По некоторым данным, министр обороны хочет возглавить Народный совет. Эта должность позволяет менять конституцию. Впрочем, в Туркмении важно не столько, кто контролирует основной закон, а кто контролирует газ.
Гурбангулы Бердымухаммедов, временно исполняющий обязанности президента Туркмении: «Пусть иностранные потребители нефти и газа не беспокоятся. Туркменистан будет строго выполнять взятые обязательства, и никакие события не могут повлиять на поставки».
Это было одно из первых заявлений нового руководства. Существенно, что про газ в Ашхабаде говорят на русском языке. Туркменбаши все переговоры о газе вел лично. Сравнительно недавно он заключил
Ниязов обещал газ и Ирану, и Пакистану, и Китаю, и Евросоюзу. При этом было непонятно, сколько у него этого газа. В России считали, что 15 триллионов кубов, в Туркмении — что 24, а последняя оценка туркменбаши — 44.
Теперь встает вопрос, где хранились деньги от продаж газа. Это второй ресурс, кроме военной силы, которым должен располагать преемник Ниязова.
То, что в окружении Ниязова нет людей заметных, не означает, что там нет способных. Когда Сапармурат Ниязов выступал в Верховном Совете СССР, депутаты тоже не думали, что внимают речам священного туркменбаши
Те, кто прошел государственную машину Ниязова, несомненно многому научились. Как и сам Ниязов, многое постигший в Политбюро ЦК КПСС
Аркадий Дубнов, журналист: «Ниязов говорил: я знаю, что будет в Туркмении после моей смерти. Памятники разрушат, портреты на деньгах уничтожат, порвут. Но людям нужны символы, чтобы они
Сапармурат Ниязов и после смерти останется важной фигурой в туркменской политике. По тому, как новая власть будет относиться к его образу, можно будет угадать, какой хочет быть эта власть.