Туркмения простилась с человеком, который руководил страной 21 год. Его похоронили в родовом селении Кипчак. Этому предшествовало прощание во дворце в Ашхабаде.
Туркмения простилась с человеком, который руководил страной 21 год. Его похоронили в родовом селении Кипчак. Этому предшествовало прощание во дворце в Ашхабаде.
Российская делегация, согласно протоколу, прибыла туда одной из первых. Это, как отмечают некоторые наблюдатели, говорит об особом отношении к России.
А то, что в церемонии принял участие премьер Михаил Фрадков, в свою очередь, подчеркивает, что Туркмения была и остается геостратегическим партнером для Москвы.
Подробности в репортаже корреспондента НТВ Романа Соболя.
Траурная мелодия называется «Коч Пелек» — горькая судьба в переводе с туркменского. Обычно она звучала 9 мая в честь погибших в Великой Отечественной войне. Но теперь «Коч Пелек» непрерывно заполняет эфиры всех туркменских телеканалов и радиостанций. Страна прощается с Сапармуратом Ниязовым.
Российская делегация во главе с Михаилом Фрадковым прилетела в Ашхабад одной из первых. Вместе с
Михаил Фрадков поправил ленты на венке, задержался у траурного постамента, расписался в книге памяти и подошел к родственникам Сапармурата Ниязова.
Впервые за многие годы они все вместе собрались в Ашхабаде. При жизни Ниязов держал своих близких на расстоянии. Дочь — в Москве, жена Муза Алексеевна — в Лондоне, сын Мурат — в Австрии. Председатель российского правительства говорил с родными Ниязова недолго. В траурный зал уже входили другие делегации.
Турецкое представительство на похоронах Ниязова, возможно, самое многочисленное. Премьер Эрдоган и целая свита министров. Туркменбаши поддерживал самые тесные контакты с этой страной, говорил о родстве двух народов. В своих научных изысканиях он доказывал, что современные турки — это выходцы из древней Туркмении.
Зато украинская делегация выделялась самым броским венком,
Представители газовых корпораций были в каждой делегации. Траур не исключает деловых интересов. Проститься с Ниязовым прибыли руководители многих стран Средней Азии и Ближнего Востока.
От Афганистана — президент Хамид Карзай, из Ирана — Махмуд Ахмадинежад, из Таджикистана — Эмомали Рахмонов, Нурсултан Назарбаев — из Казахстана. Вот подходит Китайская делегация, на очереди представители Пакистана, Грузии, Армении.
Пока шла официальная часть, на соседних улицах выстраивались вереницы простых граждан. Они терпеливо ждали возможности увидеть своего лидера в последний раз.
Ашхабадцы стояли вдоль всего
Мечеть духовности тут построили два года назад по приказу президента. Она не вполне соответствует канонам ислама. Кроме сур Корана ее стены расписаны наставлениями из книги Ниязова «Рухнама». Строки из чистого золота по белому мрамору.
В мавзолее пять саркофагов. Здесь перезахоронены отец, мать Ниязова и два брата, погибшие в землетрясении 1948 года. Пятый саркофаг — в центре — до сегодняшнего дня оставался пустым.
Гроб опустили на руках и накрыли флагом. Сапармурат Ниязов объявил XXI век «золотым веком туркмен». Сегодня эпоха туркменбаши закончилась. Он правил страной ровно 21 год, день в день. 21 декабря 1985 года он возглавил компартию Туркменской ССР, и скончался 21 декабря.