Теплоходы, речные электротрамваи и летние круизы: как изменилась пассажирская навигация в 2024-м
Совсем скоро стартует летняя навигация. В Хабаровске речные трамвайчики уже готовы перевозить дачников на левый берег Амура. В Татарстане разрабатывают новые туристические маршруты по Волге и Каме. В Саратове будут курсировать речные дачные теплоходы, где можно зарядить гаджеты. А в Москве после реконструкции открыли Южный речной вокзал, откуда запустят 2 регулярных маршрута речного электротранспорта. Россияне активно бронируют летние речные круизы. О том, куда и на чем отправиться, читайте в нашем материале.
Столичный рекорд
За прошлый сезон московский речной транспорт поставил рекорд по числу пассажиров. На прогулочных судах и круизных теплоходах прокатились 2,2 млн раз. И это на 20% больше, чем в 2022-м.
Северный и Южный речные вокзалы Москвы выглядят по-новому. Обновлена инфраструктура причалов, набережные не узнать после масштабной реконструкции: велодорожки, лавочки, деревянные лежаки — в ожидании теплохода можно принимать солнечные ванны. «И вокзалы, и набережные — огонь! Современно, удобно, чисто», — пишут в соцсетях.
С Северного речного вокзала на круизных теплоходах можно отправиться в 38 городов России: Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич… Или прокатиться с экскурсией по Химкинскому водохранилищу и Москве-реке.
У Южного вокзала 5 причалов, которые могут принимать как прогулочные трамвайчики, так и круизные теплоходы. Отсюда можно попасть в 30 российских городов: Рязань, Муром, Касимов, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Уфу…
В Москве очень активно развивается речной транспорт. Планируется, что к 2030 году будут еще 5 новых речных маршрутов (сейчас их два), некоторые из них «захватят» и Подмосковье. Для этого задействуют практически всю акваторию Москвы-реки, в несколько раз увеличится количество электросудов и причалов. В первую очередь потому, что это удобно, например, поездка из Печатников до Нагатинского затона на машине занимает около 28 минут, на городском транспорте — больше 40, по реке — 12.
Сейчас в Москве 12 современных речных трамвайчиков. Они останавливаются на 12 причалах. Ожидается, что к 2030-му электросудов будет 60.
А еще на территории Южного порта скоро появится стоянка речного такси. Понтонный пирс будет рассчитан на 4 катера бизнес- и премиум-класса.
В Арктику и на Кавказ
Навигация уже открылась в Саратовской области. «Волга-2», «ОМ-164» и «Москва-62» перевозят дачников и туристов. По просьбе пассажиров теплоходы планируют оснастить зарядками для гаджетов.
Готовы к дачному сезону и речные трамвайчики Хабаровска. Теплоходы класса «Москва» переправят садоводов и просто желающих отдохнуть на левый берег Амура.
В Татарстане же придумывают новые туристические маршруты по Волге и Каме. А речной флот ждет «перезагрузка».
Как сообщил Российский союз туриндустрии, в 2023 году на российские реки вышли до 15 теплоходов, стоявших до этого в затонах. И итоге общее число судов превысило 100. В 2024-м в строй вернется теплоход «Зосима Шашков», который будет курсировать на маршрутах из Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Теплоход может принять на борт почти 300 человек.
Новый теплоход «Аурум» планирует спустить на воду нижегородская круизная компания «Гама». Его маршрут — через Волгу, канал имени Москвы, Москву-реку и Оку. Габариты позволяют «Ауруму» пройти по Москве-реке под всеми мостами от Северного речного вокзала до Южного.
Новые каюты к новому сезону получили такие теплоходы, как «Мстислав Ростропович», «Маленький принц», «Огни большого города», «Лунная соната» и «Лебединое озеро».
В строю и теплоход-пансионат «Россия». Он понравится любителям спокойного и размеренного отдыха. Рассчитан на 210 гостей. В большинстве кают есть балконы. Также на судне есть лифт.
Развивается и экспедиционное направление — это круизы по сибирским рекам Обь и Иртыш на «Северной сказке», по Лене — на «Демьяне Бедном» и «Михаиле Светлове», по Енисею — на теплоходе «Максим Горький», по Дальнему Востоку — на научно-исследовательском судне «Профессор Хромов».
Одним из самых современный и комфортабельный российских теплоходов считается четырехпалубный лайнер «Мустай Карим». Построен в 2019 году в Нижнем Новгороде. Билеты на круизы по Волге и другим рекам европейской части России в этот «пятизвездочный отель» раскупают очень быстро. Теплоход вмещает 329 человек.
Из-за необычной формы носа судно прозвали «утюгом». «Мустай Карим» при длине 141 м и ширине около 17 м очень маневренный, а потому чувствует себя комфортно в самых узких речных портах. Руление судно осуществляется не при помощи штурвала, а двумя джойстиками.
Самое большое ограничение для этого теплохода — мост Октябрьской железной дороги, расположенный в Москве. Тем не менее «Мустай Карим» проходит и под ним. Для этого на теплоходе закрывают одну из палуб.
А для желающих отправиться в круиз в Арктику есть ледокол «50 лет Победы». Правда, стоимость круиза начинается от от 2 375 640 рублей. Зато у вас будет возможность познакомится с самим Федором Конюховым, который будет специальным гостем в одном из путешествий.
Арктический атомоход был построен в Санкт-Петербурге еще в конце прошлого века, но введен в эксплуатацию только в 2007-м. На судне есть все для комфорта: ресторан, бары, магазины, кинозал и библиотека, бассейн, сауна… Ледокол может взять на борт 120 пассажиров.
Новый четырехпалубный теплоход теплоход класса «люкс» «Николай Жарков» будет спущен на воду в 2025 году. Но продажа билетов в первый круиз на нем уже открыта. Судно строят в Нижнем Новгороде. Благодаря компактным размерам теплоход сможет проходить на участках с ограничениями судоходства, например, по Беломорско-Балтийскому каналу.
Уже заявлены круизы по акватории Белого моря через Архангельск, Соловецкий архипелаг и Кандалакшу; по Черному морю — из Ростова-на-Дону в Сочи и обратно, с посещением Ейска, порта Кавказ, Анапы и Новороссийска; из Ростова-на-Дону в Астрахань; из Москвы в Ростов-на-Дону и др.
Два новых теплохода класса «пять звезд» строят в Астрахани. Они будут ходить на речных маршрутах, а также в Каспийском, Черном и Азовском морях.
Быстрые крылья и плоское днище
То, что сейчас происходит с судоходством в России, по сути — настоящее возрождение. По программе гражданского судостроения за четыре года, с 2023-го по 2027-й, на обновление флота потратят 231 млрд рублей. Российские верфи планируют построить 260 гражданских судов различного назначения. В первую очередь, речь, конечно, идет о грузовых судах (контейнеровозы, танкеры, баржи, буксиры, атомные ледоколы, газовозы). Чтобы обеспечить стране экспорт в условиях санкций, нам нужен мощный обновленный морской торговый флот, причем с собственными энергетическими установками.
Но в программе еще и предусмотрено активное строительство рыбопромысловых судов. И масштабное обновление пассажирского флота.
«Россия не видит себя без мощного флота. У нас должно быть сильное кораблестроение. Для этого на наших верфях предстоит провести глубокую локализацию производства по всем типам судов, от атомных ледоколов, газовозов, танкеров и контейнеровозов до небольших речных трамвайчиков. Эта же задача относится и к судоремонту», — заявлял премьер-министр Михаил Мишустин.
Такое активное развитие водного транспорта страна видела разве что в советское время.
В СССР после войны появились несколько серий морских пассажирских теплоходов. Строили их в СССР (в Ленинграде), Болгарии, ГДР. Это были небольшие пассажирские суда. Головным стал лайнер «Иван Франко» (1964). В круизы выходили «Александр Пушкин» (1965) , «Тарас Шевченко» (1966), «Шота Руставели», «Михаил Лермонтов» (1971). Речные теплоходы типа «Дунай» были одними из самых популярных туристических судов в СССР.
Четырехпалубный речной теплоход «Владимир Ильич» строился в ГДР в 1974–1983 годах. Для СССР были сделаны 22 таких судна. Вместимость — 360 пассажиров. На судне были ресторан, кафе, кинозалы.
Гордились в СССР и судами на подводных крыльях, ведь речному флоту требовались скорости. Создание серии пассажирских судов на подводных крыльях — выдающееся достижение отечественного судостроения. Ежегодно такие суда перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров. Ходили они по Волге, Днепру, Амуру, Оби, Неве, озеру Байкал, Ладожскому, Онежскому и прибрежным водам Черного моря.
«Ракету» (1959–1976) делали в Крыму. Она возила пассажиров по рекам на пригородных и местных линиях длиной до 500 км. У ранних моделей теплохода была открытая площадка на корме, откуда можно было наслаждаться поездкой. Разгонялась «Ракета» до 60 км/ч, в ней могли поместиться 64 человека. С начала 1960-х теплоходы стали курсировать по Москве-реке, а также в Подмосковье.
«Метеор» (1961–1991). Вместительнее «Ракеты» (120 человек). Его производили в Татарстане. Теплоход мог плавать на расстояния до 600 км. Скорость — 60–65 км/ч. Сегодня «Метеоры» возят туристов на экскурсию из Петербурга в Петергоф, на Валаам, есть они и в Якутии.
«Комета» (1961–1992) выдерживала шторм до 3–4 баллов. Скорость — 60 км/ч. Делали ее в Крыму и в Грузинской ССР.
«Восход» (с 1973) должен был заменить «Ракеты» и «Метеоры». Строили его в Крыму. Мог перевозить 71 пассажира на расстояние 500 км. Применялся в основном как пассажирский прогулочный транспорт в небольших речных и морских круизах. Сейчас «Восход» используют на Волге, в Петрозаводске, Красноярске.
А для пассажирских перевозок по малым рекам была создана «Заря» — скоростное глиссирующие речное судно. В Сибири, на Урале, Дальнем Востоке эти суда произвели настоящую транспортную революцию, заменив использовавшиеся в этих местах лодки.
«Заре» не нужны были ни пристани, ни дебаркадеры — она без проблем пришвартовывалась к пологому берегу, не оборудованному пирсом. Таким образом этот вид транспорта обеспечивал надежную связь между труднодоступными деревнями и поселками, расположенными на берегах рек, и городами. А еще у «Зари» было плоское днище, это был «внедорожник», способный зайти наполовину на песчаный берег, чтобы посадить или высадить людей.
Выпускал «Зарю» Московский судостроительный завод. Максимальная скорость — 45 км/ч, вместимость — до 86 человек. Списали «Зарю» в 1990-е годы.
Из зимы в лето
В СССР речные и морские круизы пользовались популярностью. Например, круиз «По морям и землям Дальнего Востока» (1965–1991) был регулярным. За 20 дней можно было посмотреть Приморское побережье, Сахалин, Камчатку, острова Курильской гряды. Многие тратили на это отпуск целиком. Путешествовали туристы на теплоходах «Советский Союз» и «Ильич».
Одним из любимых был круиз «Из зимы в лето» — с пересечением экватора и без захода в иностранные порты.
«Тихоокеанское морское пароходство организует круиз на теплоходе „Русь“ под названием „Путешествие из зимы в лето“. Туристы пройдут на комфортабельном лайнере от Владивостока мимо Японских и Филиппинских островов до экватора и обратно. Они увидят смену времен года и будут наблюдать акул, китов и дельфинов. Они увидят, какое красивое море Сулу и получат от Нептуна заверенные грамоты о пересечении экватора», — гласила реклама круиза.
За границу в советское время мало кого выпускали, а тут целое экзотическое путешествие! Оно длилось 20 дней и стоило 580 руб., в то время как зарплата, например, инженера в СССР была 120 руб.
Дальний Восток и сейчас пользуется популярностью у туристов. Правда, чаще теперь это стали делать на небольших судах, чтобы можно было подплыть к берегу. А круизы стали больше похожи на экспедиции.
Сейчас россияне вообще активно покупают речные круизы на лето-2024. По сообщениям Российского союза туриндустрии, по сравнению с 2023 годом число бронирований выросло на 50–60%.
Читайте также
СТАТЬЯ
Биткоин за $100 тысяч. Как так получилось?
СТАТЬЯ
Это катастрофа: почему питьевая вода становится роскошью
СТАТЬЯ
«Орешник» не дает покоя мировым СМИ
СТАТЬЯ
Не ждут, а готовятся: случится ли на Украине блэкаут
СТАТЬЯ
Трамп выиграл. Украине приготовиться!
СТАТЬЯ
США после выборов: предчувствие гражданской войны?
СТАТЬЯ
Выборы президента США — чего стоит ждать мировой экономике?
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Харрис
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Трамп
СТАТЬЯ
Западные СМИ о выборах в Грузии: Тбилиси отдаляется от Запада
СТАТЬЯ
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
СТАТЬЯ
Выборы в Молдавии: западные интересы, «рука Москвы» и расколотое общество