Обвиняются соцсети: как нами манипулируют социальные медиа
Зависимость, антисемитизм и манипулирование общественным мнением: за что американские и европейские власти ополчились на популярные соцсети и почему именно сейчас?
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Госорганы США и ЕС начали судебные и бюрократические войны против компании Meta* и X (бывший Twitter, заблокирован в России).
Генеральные прокуроры почти всех штатов США, включая самые «продвинутые» Калифорнию и Нью-Йорк, объединились и обратились с коллективным иском против компании — владельца Facebook* и Instagram*. На стол суда лягут материалы расследования, которое длится с 2021 года. Обвинители упирают на нарушение прав детей и подростков.
В то же время в Евросоюзе обвинили соцсеть Х и компанию Meta в пособничестве героизации терроризма.
ОБВИНЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ
Facebook и Instagram обвинили ни много ни мало в создании «кризиса психического здоровья» и разрушении детской психики. В иске говорится, что компания осознанно преуменьшала опасность своих продуктов и скрывала, какой вред наносят платформы. Обвинители настаивают, что из-за соцсетей у детей появляются повышенная тревожность, депрессия и бессонница. Встроенные технологии якобы заставляют юных пользователей навязчиво открывать приложения и сайты Meta и бесконтрольно проводить там время.
Генеральные прокуроры 33 штатов США использовали материалы расследования, которое ведется больше двух лет. Оно началось с утечки. Одна из сотрудниц Meta опубликовала около 20 тысяч скриншотов внутренних документов. В них в том числе цитировались результаты собственного исследования компании. Оно подтверждало, что Instagram негативно влияет на значительную часть аудитории.
А еще в обвинении говорится, что владельцы соцсетей незаконно собирали данные пользователей младше 13 лет и продвигали им рекламу. Делать это запрещают и американские законы, и собственные правила компании.
Американские прокуроры требуют от суда заставить соцсети прекратить вредные практики, понести наказание (это может быть крупный штраф) и выплатить компенсации пострадавшим.
Что касается обвинений со стороны европейцев, то в ЕС больше упирают на политику и манипулирование общественным мнением. И пока это не судебное разбирательство, а всего лишь открытое письмо с призывом к Еврокомиссии остановить владельцев соцсетей. А конкретнее — отслеживать и требовать от Meta ограничивать или совсем убирать антисемитскую пропаганду и дезинформацию в отношении атаки ХАМАС на Израиль. Такие материалы авторы обращения называют «вредоносными» и «тревожными». Есть у европейцев и еще одна претензия: контент, который они называют «проевропейским» и «демократическим», понижается в рейтинге показов, говорится в обращении. Евродепутаты винят в этом алгоритмы соцсетей. Они уверены, что исполнительный орган Евросоюза должен придумать, как ограничить распространение неугодного контента в популярных социальных сетях.
ВАШИ ОПРАВДАНИЯ?
В ответ на прокурорские обвинения США в Meta ответили, что заботятся о подростках и их семьях и уже внедрили для этого более 30 инструментов. Например, в приложения встроили возможность для родителей ограничить время пребывания в социальной сети или следить за списком подписчиков своего ребенка. А самим обвинителям указали на то, что им следовало бы лучше выполнять собственную работу: создавать для приложений четкие стандарты и договариваться с представителями отрасли.
ТВОИ ДАННЫЕ МОИ ДАННЫЕ
Соцсети регулярно получают штрафы за небрежное обращение с пользовательскими данными. Только в мае регулятор ЕС штрафовал Meta за то, что компания передавала персональные данные европейских пользователей в США. Европейские законы запрещают это делать. Наказание последовало от Ирландской комиссии по защите данных.
Если владелец Facebook не сможет обжаловать решение суда, ему придется заплатить 1,2 млрд евро. Пока это самый крупный штраф, назначенный технологической компании. В прошлом году суд обязывал Meta выплатить 275 миллионов долларов за утечку данных 2019 года. Зимой 2022-го компанию оштрафовали примерно на 400 миллионов за ненадлежащее обеспечение безопасности персональных данных. Правда, относительно доходов компании эти вроде бы астрономические штрафы не выглядят весомыми: в 2022 году выручка Meta составила почти 117 миллиардов долларов
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПУЗЫРЬ
Instagram регулярно обвиняют в создании искаженных представлений о внешности, особенно у подростков. Модные тренды и цифровые фильтры вызывают желание соответствовать нереальным стандартам красоты, из-за чего юные пользователи могут довести себя до расстройств пищевого поведения и проблем с психикой.
А вот X (бывший Twitter) и Facebook остаётся для пользователей по всему миру влиятельным источником ежедневных новостей. Платформы не раз обвиняли в продвижении фейков и влиянии на политические кампании. Особо бурно западные политики реагируют, когда посты и тренды ведут пользователей не к тому выбору, который им нужен.
Самым громким сетевым скандалом стали итоги американских выборов 2016 года, где победил Дональд Трамп. Facebook тогда обвинили в поощрении и распространении дезинформации, среди трендовых постов нашли вымышленные новостные истории, некоторый контент посчитали политической пропагандой. В итоге компанию вынудили принять меры против фейков.
Теперь читатели могут предупреждать Facebook о возможных недостоверных новостях. Спорные сообщения сервис отправляет сторонним организациям для проверки фактов на достоверность. Однако качество такой проверки и политическая пристрастность до сих пор вызывает большие споры.
НА КРЮЧКЕ
Разработчиков и дизайнеров социальных платформ не раз обвиняли в том, что они умышленно подсаживают пользователей на крючок, чтобы удерживать их внимание и вызывать зависимость. Общественная дискуссия длится несколько лет. В 2020 на Netflix даже вышел документальный фильм «Социальная дилемма», где бывшие сотрудники соцсетей рассказали о таких уловках.
Бесконечный скролл
Ленты соцсетей устроены так, что они никогда не закончатся. Пользователь листает вниз — ему подгружают новые посты. А перезагрузка страницы с некоторой вероятностью приносит обновление контента. Скептики уверены, что такое решение дизайнеры и разработчики намеренно использовали для создания зависимости. Работу соцсетей они сравнивают с игровыми автоматами: пользователь смахивает по экрану вниз, ожидая, что ему повезет найти новый пост, как будто дергает ручку «однорукого бандита» в ожидании выигрыша. Это эксплуатирует наше естественное любопытство: новую интересную информацию, особенно в яркой упаковке, мозг человека воспринимает как награду, почти такую же притягательную, как сладкое, жирное, секс или деньги.
Технологию создания зависимости иногда иллюстрируют экспериментами американского психолога Берреса Скиннера. Он показал, что животное будет повторять снова и снова те действия, которые, как ему показалось, привели к награде. Даже если это была случайность. Например, случайное касание рычага приводило к появлению корма в клетке крысы. После этого грызун учился дергать за рычаг уже намеренно, ожидая получить корм. Причем лучший эффект приносило именно нерегулярное и непредсказуемое поощрение: животные становились крайне упрямыми в своем навязчивом дергании за рычаг. Последователи Скиннера изучали, как поощрение влияет на формирование желательного вида поведения уже у людей. Алгоритмы сайтов и приложений иногда рассматривают как прямую аналогию этого исследования: обновление соцсетей и медиаплатформ вроде YouTube точно так же приводит к нерегулярному и непредсказуемому появлению (и последующему потреблению) контента.
Пуш-уведомления
Даже когда приложение или сайт не используется, ресурсы настойчиво «зовут» пользователей зайти и проверить обновления. Навязчивые пуш-уведомления сообщают о новых лайках, комментариях, сообщениях. Отключить их бывает непросто — гораздо сложнее, чем нажать обязательную кнопку «Согласен» при установке или регистрации. Пуш-уведомления, счетчики лайков и сообщений обычно выделяют яркими цветами: это не только привлекает внимание, но и создает ощущение неотложности и важности.
Критики платформ говорят, что такой крючок повышает тревожность пользователей и может привести к навязчивому страху пропустить что-то важное. Для такого состояния даже придумали специальный термин — «боязнь пропустить интересное» (fear of missing out, FOMO). С 2013 года словосочетание официально входит в Оксфордский словарь английского языка.
Предъявите ваши лайки
«Палец вверх», «сердечки» и «ух ты»: платформы вроде Facebook, X (бывший Twitter) и Instagram немыслимы без системы обратных реакций от пользователей, это основной принцип работы социальных медиа. Но этот механизм тоже вызывает общественную критику. Система лайков эксплуатирует потребность в социальном одобрении и признании и часто дает это ощущение. С другой стороны, она может вызывать навязчивое желание взаимодействовать с платформами: пользователи публикуют записи ради лайков и постоянно проверяют наличие новых. У некоторых, особенно у подростков и людей в уязвимом психологическом состоянии, это может вызвать тревогу. Недостаточное число лайков может угнетать, а иногда даже приводить к буллингу.
Подбор контента
Контент в соцсетях показывается не в случайном и не в хронологическом порядке. Специальные алгоритмы анализируют действия пользователей в приложении и на основе этого решают, что он посчитает наиболее интересным. А потом людям показывают именно такие посты.
Настройка лент соцсетей с помощью алгоритмов работает не на расширение картины мира, а на ее сужение: пользователю показывают меньше информации, с которой он может не согласиться, а значит, у него меньше шансов пересмотреть свои убеждения. В итоге люди видят не объективную картину, а то, что им нравится и что укрепляет их убеждения. Это создает своего рода информационные и социальные пузыри. Это особенно беспокоит западных политиков, ополчившихся на соцсети: ведь такая регулировка контента может сказаться на политических предпочтениях людей.
* В марте 2022 года Тверской суд Москвы признал компанию Meta Platforms Inc. экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ, принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram в России запрещены.
Читайте также
СТАТЬЯ
Биткоин за $100 тысяч. Как так получилось?
СТАТЬЯ
Это катастрофа: почему питьевая вода становится роскошью
СТАТЬЯ
«Орешник» не дает покоя мировым СМИ
СТАТЬЯ
Не ждут, а готовятся: случится ли на Украине блэкаут
СТАТЬЯ
Трамп выиграл. Украине приготовиться!
СТАТЬЯ
США после выборов: предчувствие гражданской войны?
СТАТЬЯ
Выборы президента США — чего стоит ждать мировой экономике?
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Харрис
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Трамп
СТАТЬЯ
Западные СМИ о выборах в Грузии: Тбилиси отдаляется от Запада
СТАТЬЯ
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
СТАТЬЯ
Выборы в Молдавии: западные интересы, «рука Москвы» и расколотое общество