У вас санкции отклеились: как российская нефть протекает на мировой рынок
Почти год страны Запада пытаются ограничить нефтяной экспорт России. Но наша нефть течет в обход санкций. Как это работает?
Цены с потолка
США наказывают прыгнувших выше «потолка». В октябре 2023 года американский Минфин ввел блокирующие санкции против турецкой компании, чей танкер с флагом Маршалловых островов вез нашу нефть по цене 80 долларов за баррель. Это дороже, чем США и страны ценовой коалиции посчитали приемлемым. Та же ситуация — с эмиратской компанией. Ее танкер под флагом Либерии перевозил российскую нефть по цене выше 75 долларов за баррель.
Все активы этих компаний в США решили заблокировать. Оба танкера занесли в черный список. Медицинскую помощь членам экипажа предоставят, но больше — никаких новых коммерческих контрактов, никакой разгрузки в портах и никакой продажи нефти или нефтепродуктов российского происхождения.
Как санкции пошли по трубе
Евросоюз, страны G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония) и Австралия объединились в коалицию и с 5 декабря 2022 года установили потолок цен для российской нефти: 60 долларов за баррель. С 5 февраля 2023 верхний предел был определен и для нефтепродуктов: 100 долларов за баррель для легких нефтепродуктов и 45 — для тяжелых.
Под угрозой санкций компаниям запретили страховать и перевозить нефть и нефтепродукты, если они куплены у России дороже этого «потолка». Страны, которые присоединились к ограничениям, также запретили себе импорт российской нефти морским путем.
А дальше пакет за пакетом коалиция принимала новые санкции, чтобы как-то добиться соблюдения своих правил и увидеть эффект от них. Так, в последнем, 11-м пакете нефтяным танкерам, нарушившим эмбарго и потолок цен, запретили заходить в порты ЕС.
Цели этих мер не скрываются. Коалиция хочет сократить нефтяную прибыль России, но совсем лишаться нашего топлива Запад не хочет: это вызовет хаос на мировом энергетическом рынке.
Весной прошлого года европейские политики говорили, что санкции поставят Москву на колени и отправят РФ в каменный век. Сейчас американский Минфин продолжает говорить об ужесточении правил. ЕС готовит 12-й пакет санкций. Но де-факто Европе и США приходится признать: западные санкции на мировом рынке не особо работают.
Доходы России от экспорта нефти растут и к сентябрю 2023 года почти вернулись на уровень 2022 года. Нефть марки Urals постоянно пробивает установленный санкционный потолок — цены диктует рынок. В августе она торговалась в районе 70 долларов за баррель вместо 60, о которых мечталось. А в сентябре, по оценке российского правительства, танкерную нефть Россия продавала по средней цене больше 83 долларов за баррель.
Сам Евросоюз нефть покупает втридорога и через третьи руки — страны Азии и Ближнего Востока.
Россия в качестве ответной меры отказалась поставлять топливо тем, кто присоединился к санкциям: если в контракте прописан ценовой потолок (price cap) от США и коалиции — топлива не будет.
Вместо этого наша страна создает новые логистические цепочки и находит новые рынки сбыта. Даже иностранным аналитикам приходится признать: Москве удалось вывести из-под эмбарго G7 более 70% морского экспорта. Сегодня Россия остается вторым в мире поставщиком на нефтяном рынке.
Танкеры уходят в тень
Транспортировать грузы Россия научилась и без привлечения западных компаний. Для прямых поставок у нас есть свой флот: Москва закупает сотни танкеров, нанимает иностранные и строит свои. Причем отечественные спроектированы с высокой степенью экологической безопасности, они могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе.
Но эксперты говорят еще и о создании теневого флота. Его используют те участники рынка, которые перепродают нашу нефть. Это суда-призраки: они зарегистрированы в юрисдикциях стран, на которые санкции не распространяются. Например, в Габоне или Монголии. А компании из подсанкционных стран могут покупать, брать в управление или нанимать такие танкеры.
Обычно теневой флот ходит под флагами стран, где нет жестких правил судоходства: Панамы, Либерии, Маршалловых Островов. Проследить запутанную цепочку компаний, через которые зарегистрированы такие танкеры, очень сложно. Но даже если это удастся, собственники зачастую не имеют активов в США или ЕС, не контактируют с их властями — фактически Западу нечем им грозить, и заблокировать тоже нечего. Такие компании работают только с санкционным топливом. Теневым флотом из-за санкций приходилось пользоваться Ирану, Ираку и Венесуэле.
Еще одна схема, с которой ничего не может поделать коалиция: происхождение нефти можно скрыть, перегрузив топливо в нейтральных водах с одного танкера на другой. По экспертным оценкам, этим и занимается теневой флот.
У танкеров есть специальный маячок-транспондер, по нему определяют маршрут судна и оценивают загрузку. Уходя «в тень», танкеры отключают маячки или даже подменяют координаты. Теперь, правда, выключение транспондера грозит запретом на заход в европейские порты и шлюзы.
Страховочный маневр
Если судно поймают на обходе санкций, его лишат западной страховки. Но Россия решила отказаться от страховок, которые предлагают западные компании: вместо этого в стране создаются отечественные компании для страхования нефтеперевозок. Специалисты говорят, что страховые компании вскоре появятся у стран-покупателей российской нефти: Турции, Индии и Китая. В августе почти три четверти всех морских перевозок нефти из РФ осуществлялись без западной страховки.
Смешать и не разбалтывать
Перепродающие российскую нефть компании нашли формальный способ обхода санкций. В танкеры с российской нефтью прямо в море закачивают другие сорта. Если в конечном «коктейле» больше половины нефти — не наша, то вся партия юридически защищена от санкций. Причем покупают такие «коктейли» в самой Европе, закрывая глаза на происхождение.
Нефть утекает на Восток
Страны Европы раньше были главными покупателями наших энергоносителей. Но танкерам с российской нефтью закрыли путь в европейские порты. По морю российскую нефть продолжает получать только Болгария. По трубопроводу — Словакия, Чехия и Венгрия.
Теперь поставки переориентировались на азиатский рынок. Прежде всего речь об Индии: Россия — крупнейший поставщик нефти для этой страны. Причем рекордный скачок поставок случился за последний год. В Китай также поступало больше российской нефти, чем из Саудовской Аравии и других стран. На Индию и Китай может приходиться до 80 процентов экспорта российской нефти.
Новых покупателей Россия также нашла в Пакистане, Турции, Южной Корее и даже в Африке: в сентябре наша страна стала основным поставщиком нефти в Гану. После двухлетнего перерыва Россия также возобновила поставки нефти в Бразилию: экспорт — максимальный за последние 13 лет. У российских компаний есть возможность нарастить поставки нефти и в другие страны БРИКС.
При этом многие новые крупные импортеры расплачиваются за российскую нефть уже не в долларах, а в юанях, дирхамах.
Севморпуть вместо Суэцкого канала
Поставки нефти повернулись с Запада на Восток, а с ними появились и новые маршруты. В июле два танкера с нефтью вышли из портов Балтики и направились в Китай по Северному морскому пути.
Пока это сезонный маршрут. Но за счет короткой дороги можно сэкономить две недели. По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал время пути сокращается на треть. К тому же более короткий маршрут позволит сэкономить топливо в дороге.
Вместо потолка окно возможностей
Санкции открыли окно возможностей для давно устоявшегося рынка. Одни и те же европейские компании — страховщики и перевозчики — десятилетиями рулили поставками нефти. Но благодаря тому, что Россия перестраивает логистические цепочки, возможность выйти на рынок получают новые игроки.
Читайте также
СТАТЬЯ
Биткоин за $100 тысяч. Как так получилось?
СТАТЬЯ
Это катастрофа: почему питьевая вода становится роскошью
СТАТЬЯ
«Орешник» не дает покоя мировым СМИ
СТАТЬЯ
Не ждут, а готовятся: случится ли на Украине блэкаут
СТАТЬЯ
Трамп выиграл. Украине приготовиться!
СТАТЬЯ
США после выборов: предчувствие гражданской войны?
СТАТЬЯ
Выборы президента США — чего стоит ждать мировой экономике?
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Харрис
СТАТЬЯ
Что будет, если победит Трамп
СТАТЬЯ
Западные СМИ о выборах в Грузии: Тбилиси отдаляется от Запада
СТАТЬЯ
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
СТАТЬЯ
Выборы в Молдавии: западные интересы, «рука Москвы» и расколотое общество