Академика Лихачёва слушался даже президент
В этом видео:
Сегодня в России отметили столетие, возможно, главного в ХХ веке хранителя национальной культурной традиции. Академик Дмитрий Лихачёв всегда опасался, что его страна может потерять статус великой державы. Но толковал он это определение совсем не так, как было принято в жестокое имперское время.
Велик, по Лихачеву, лишь тот народ, который не забывает свои корни. И этому забвению академик противостоял всю жизнь, даже когда вполне мог ее лишиться. Свой соловецкий срок он получил за статью о преимуществах старой орфографии.
Проживший большую часть жизни в Ленинграде, Дмитрий Лихачёв был носителем дореволюционного петербуржского духа. К счастью, он дожил и до возвращения имени городу, и до перезахоронения в нем царской семьи акта, который без знаменитого ученого мог и не состоятся.
Репортаж корреспондента НТВ Юрия Зинчука.
На даче Лихачёва уже давно живут другие люди. Внучка Дмитрия Сергеевича показывает фотографию академик на отдыхе в Комарово. Снимок подтверждает его же слова: «Интеллигентом нужно быть во всем».
Зинаида Курбатова, внучка Д. С. Лихачёва: «Я своих бабушку с дедушкой, наверное, никогда в жизни не видела в домашней одежде. У нас все было четко: завтрак в 8 утра, и к завтраку бабушка выходила в платье с брошкой, а дедушка был всегда в галстуке это могла быть домашняя кофта, но всегда галстук».
Он мог писать с одинаковой легкостью и о лингвистических особенностях поэтики Древней Руси, и о нюансах воровской речи и шулерских приемах в картежных играх зеков. Солженицын специально приезжал к нему в Комарово за консультациями, когда работал над рукописью «Архипелага ГУЛАГ».
Зинаида Курбатова, внучка Д. С. Лихачёва: «На этой скамеечке сидел в свое время Александр Исаевич Солженицын, когда к дедушке приезжал. Он очень деликатный в дом не входил, боялся, что его заметят соседи и подадут соответствующий сигнал, могут быть неприятности».
На юбилейных мероприятиях сегодня царила академическая скука. Речи официальных лиц и доклады «Лихачев ученый», «Лихачев общественный деятель», рассуждения на тему «Таких людей сейчас не хватает в нашей жизни».
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: «Моральной задачей является выстраивание той элиты общества, которая могла бы задавать, я бы сказал, должный уровень для всех. Значит, если мы еще не справляемся, это наша вина и беда».
Это был редкий случай, когда власть прислушивалась к тихому голосу интеллигенции. Когда хоронили останки Николая II, именно Дмитрий Сергеевич уговорил Ельцина выступить с
Но за абстрактной формулировкой «наследие Лихачёва» порой сложно понять, в чем именно заключалось его подвижничество, помимо растащенных на цитаты работ и газетных штампов вроде «Лихачёв был совестью нашей эпохи».
В начале
И теперь Невский проспект обязан сохранением своего внешнего вида, известного всему миру, Дмитрию Сергеевичу. Зная об этом, уже не надо никаких памятных досок и бюстов, чтобы имя Лихачёва в этом городе помнили всегда.
С приходом перестройки он окунулся в политику так же, как начинал писать свой новый научный труд с азартом и вдохновением. Но на депутатских слушаньях, по воспоминаниям очевидцев, продолжал работать над своими рукописями, отвлекаясь лишь тогда, когда вопросы касались сохранения культуры.
Владимир Гусев, директор Русского музея: «Я помню, как мы выступали на одном из митингов, когда еще Собчак был. Его негромкий голос перекрывал голос толпы».
Незадолго до смерти Лихачёв написал: «Злой может притвориться добрым. Лицемер может делать вид, что говорит правду. Но интеллигентом притвориться нельзя». И всею своей жизнью он доказывал эту истину.
Связанные новости
28.11.2006, 21:50
Академика Лихачёва слушался даже президент