За тем, как развиваются события вокруг Славянска, а он стал своего рода символом, следили на всем украинском юго-востоке на минувшей неделе. Чем жестче Киев пытался закрутить гайки, тем больше консолидировался регион, настроенный на проведение референдума.
Ключевые моменты зафиксировал корреспондент НТВ Егор Колыванов.
События в Донбассе на минувшей недели нередко напоминали боевые сводки. Днем жители городов
Вопрос, который поднимут на плебисците, будет об автономии Луганской области в составе Украины, причем полномочия региона должны быть самыми широкими.
В городе Краматорск сторонники федерализации на этой неделе взяли под свой контроль Управление СБУ и городской отдел милиции, причем сделали они это довольно быстро, практически не встретив никакого сопротивления. В СБУ так и вовсе в момент захвата находился лишь один дежурный офицер. К силовикам у ополченцев один вопрос: вы за Киев или за местных?
Уклончивые ответы начальника краматорской милиции стоили ему свободы, и он пополнил список лиц, задержанных ополченцами. Донецкая милиция в свою очередь сообщила в Киев, что отказывается сотрудничать с украинской армией — иными словами, подчиняться приказам из центра. Ибо иначе, как солдатами, приказы столицы до Донецка уже не донести.
Члены совета самопровозглашенной Донецкой народной республики после консультаций с юристами определились с формулировкой единственного вопроса, который будет внесен в бюллетень референдума, намеченного на 11 мая: «Поддерживаете ли вы государственную самостоятельность Донецкой народной республики?» И ответы «да» или «нет».
Дороги, ведущие к бунтующим городам, охраняют многочисленные блокпосты, сложенные из покрышек и мешков с песком. Многие ополченцы приходят на них уже как на работу.
Местный житель: «Никто мне не платит, никто меня не заставляет. Я лично защищаю себя и свою семью. Я хочу жить в свободной стране, где мне не будут запрещать смотреть российские каналы, американские каналы».
Цель таких блокпостов — не позволить провезти на Донбасс оружие, боеприпасы, взрывчатку, не пропустить боевиков из «Правого сектора».
Местный житель: «Все спокойно, без
То, что работа у добровольцев опасная, подтвердило ЧП в Одессе. Там на въезде в город в один из таких блокпостов бросили бомбу из проезжавшего мимо автомобиля. От взрыва пострадали семь человек. К акциям протеста на востоке Луганской области присоединились шахтеры города Краснодона. Горняки объявили забастовку, заблокировали административные здания и офисы добывающих компаний. Главные требования — увеличение заработной платы и улучшение условий труда.
Шахтер: «Пускай они попробуют сами прожить на 3 тысячи с ребенком, с кредитами, со всем остальным».
Здание горсовета в Мариуполе можно сказать несколько раз переходило из рук в руки. Когда, казалось, сторонники федерализации надежно закрепились в здании, к ним ворвалась вооруженная толпа. Внутри дежурили около 30 ополченцев, силы были неравными.
Местный житель: «У нас не было никакого оружия. Держали здание, обороняли. Люди отдыхали. Завалилось человек
Милиция приехала только через час. После этого вооруженные люди в масках из здания вышли, сели в свои автомобили и уехали. Задерживать их сотрудники правоохранительных органов
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что мэрия Мариуполя освобождена и готова к нормальной работе. А также поблагодарил за это неких гражданских активистов.
Подробнее — в репортаже НТВ.