У петербургского яхт-клуба «Крестовский» — одной из двух баз для проведения в городе международных соревнований — появился новый собственник. Бывшие владельцы говорят о рейдерском захвате и подали заявление в полицию. Сейчас управление экономической безопасности проводит доследственную проверку.
Завод «Арсенал», торговый центр «Южный полюс», сеть гипермаркетов «Лента» и даже дельфинарий. В середине нулевых в Смольном была создана специальная комиссия, расследующая такие преступления. Казалось, что мода на незаконное изъятие собственности уже прошла, выяснила корреспондент НТВ Катерина Правдина. Но в итоге выяснилось, что нет.
Яхт-клуб «Крестовский» появился на Малой Невке по распоряжению городского правительства и благодаря усилиям яхтсмена Владимира Логинова. Собрав команду, он вместе с компаньонами вложил в эту спортивную базу около 200 миллионов рублей. В инфраструктуру, немногочисленные постройки на суше и главное — в понтоны, где в сезон швартуются участники гонок или просто гости.
Спустя пять лет, когда ничто, казалось бы, не предвещало беды, оказалось: яхт-клуб уже не принадлежит спортсменам. Их долю в компании продали в оффшор на Виргинских островах.
Владимир Логинов, командор санкт-петербургского парусного клуба: «Должен быть протокол собрания всех учредителей, где все согласны с продажей доли. При этом нотариус, который заверяет эти бумаги, он должен проверить и паспорта. Сделка не в три копейки! Это продажа доли в фирме. Как это произошло? А как нотариус заверяет переуступку прав? На основании чего? Получается, не проверив никаких документов».
Если бы бизнесмены яхт-клуба ограничивались исключительно коммерческой деятельностью, возможно, дело и не получило бы такого резонанса. Но на базе Крестовского уже много лет работает детская школа. Перспективы существования юных яхтсменов оценил корреспондент НТВ Андрей Курицын.
На казенном языке это называется социальная нагрузка. Иначе — детская парусная команда «Рауту». Правда, груз этот для яхт-клуба совсем не обременительный, а, скорее, почетный. Ведь дети, поначалу такие неумелые и неловкие, вырастают и становятся призерами чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.
Наперекор тревожным событиям, которые бушуют за бортом, внутри школа продолжает жить обычными делами и ежедневными занятиями. Ребята как ни в чем не бывало готовятся к сезону. Левый и правый галсы, тактика парусной гонки — юным яхтсменам все это пригодится уже летом. Если, конечно, сама школа продолжит существовать.
Анна Быкова, тренер детской спортивной парусной команды «Рауту»: «Даже если мы потеряем место, мы будем искать пути решения. В конце концов, есть еще яхт-клубы. Будем просить помощи у государства. Нас поддерживает школа высшего спортивного мастерства по водным видам спорта. Мы будем искать пути решения. Школа, конечно же, не умрет. У нас есть дети, есть результат, есть большое желание. Поэтому будем бороться».
В команде «Рауту» — 30 ребят. Из них — десять — это воспитанники детских домов, которые занимаются бесплатно. Изучают теорию и практику морского дела, лоцию и навигацию. Этот год для учеников должен был стать совершенно особенным: школа отмечает свое 20-летие. Но весной всем, похоже, будет не до праздника. Если ничего не изменится, к 1 мая команда «Рауту» должна освободить помещения.
Продажу доли компании, а, по сути яхтсменов и смену акционеров, зарегистрировали в 15-й налоговой инспекции. Действия инициаторов не могли быть законными, говорят сегодня уже экс-владельцы яхт-клуба. Потому что устав этой фирмы и другие оригинальные и требуемые для такой процедуры документы были у них. И подписи под протоколом собрания учредителей также необходимые они, конечно, не ставили.
Подозрения яхтсменов, лишившихся базы на Крестовском острове, пали на еще одного компаньона. Он был директором фирмы- арендатора и фирмы, владеющей основными активами яхт-клуба. По словам Логинова, у него было 10% акций, у остальных — по 30. То, что этот человек может иметь отношение к произошедшему, подтверждает продолжающийся спор в Арбитражном суде. Яхтсмены между тем написали заявление в полицию. Теперь в деле разбираются специалисты управления экономической безопасности и противодействия коррупции.
Вячеслав Степченко, начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти: «Направлен запрос в налоговую инспекцию, чтобы получить регистрационные и правоустанавливающие документы. Эти документы нужно оценить изучить изложенные факты и понять, поддельные ли это документы. И уже после проведения экспертиз будет приниматься процессуальное решение».
Есть вопросы у полицейских и к Государственной инспекции маломерных судов, которая ставила на учет понтоны — главные активы яхт-клуба, которые теперь тоже оказались не в собственности яхтсменов. Экс-владельцы тоже посетили ГИМС, чтобы проинформировать о происходящем. Но сохранить причалы это не помогло.
Владимир Логинов, командор санкт-петербургского парусного клуба: «В результате мы выяснили, что понтоны опять поставлены на учет по непонятной бумаге, заверенной нотариусом Беловым по переуступке прав: что „Русский яхтинг“ переуступил все эти боны оффшорной компании».
Потеря основной водной инфраструктуры для организаторов соревнований (клуб, как правило, выступал базой на время регат) может иметь серьезные последствия. Если быть точнее — привести к срывам запланированных гонок, которые с 2009 года проходят постоянно. Чего может лишиться Петербург, корреспонденту НТВ Алексею Чеботарёву рассказал член совета капитанов яхт-клуба.
Дмитрий Афанасьев, член совета капитанов яхт-клуба «Крестовский»: «Под угрозой срыва, я боюсь, международная регата „Кубок Крестовского“ — Krestovskiy Cup. На участие в этом мероприятии уже дали согласие спортсмены из Финляндии, Эстонии, Латвии, Швеции. Событий достаточно много. Из самых крупных — это регата в рамках Петербургского международного экономического форума, стандартной базой для которого служит наш клуб. Затем крупнейшие крейсерские регаты, в которых участвуют большие лодки. Они стартуют где-то в Европе и приходят к нам в Петербург».
Случай с Крестовским яхт-клубом, говорят юристы, скорее напоминает внутрикорпоративный спор, принявший грубые формы. Рейдерство как явление, когда бизнес отнимали сторонние внешние силы, в Петербурге почти искоренили. От былых захватов сегодня остались лишь некоторые методы и приемы.
Валерий Зинченко, старший партнер юридической компании: «В настоящий момент мошенничество более серьезно развито, оно более изощренно, более неявно в некоторых моментах. И здесь очень важна квалификация правоохранительных органов. Люди умнеют, умнеют преступники и мошенники, сотрудники правоохранительных органов и юристы. Поэтому сейчас таких оголтелых схем, как раньше, уже практически не применяется».
Как такое могло произойти, что владельцы лишились яхт-клуба, даже не подозревая об этом, сами они могут только догадываться. Тот, кто под их подозрением, на их призывы о встрече не реагирует, а в общении с журналистами «предпочитает не комментировать ситуацию и готов высказать свою точку зрения только после получения официальной бумаги».