Почти 44 тысячи петербургских семей вздохнули с облегчением. Родители будущих первоклассников без скандалов и сложностей подали заявления о приеме в школу своих детей. Для этого им пришлось несколько недель стоять в очередях, сменяя друг друга, и составлять поименные списки.
Петербургские школы завершили прием заявлений на поступление детей в первые классы. В этом году, по данным комитета по образованию, учиться начнут более 40 тысяч малышей. И почти все родители будущих школьников задолго до 1 сентября начинают брать первый рубеж.
Главное — не закончить школу, а для начала попасть в нее. Связи, деньги, настойчивость и надежда — в ход идет все. Когда в Петербурге появился этот ажиотаж. Это искусственно созданный дефицит или нормальная реакция на ценность правильного образования?
Корреспондент НТВ Алексей Кобылков разбирался в школьном вопросе.
Если дети в эти выходные, как положено, остались отдыхать дома, то вот родители наоборот: в субботу с утра отправились в школу, ни свет ни заря. Хотя большинство занимало очередь еще с вечера.
Не гимназия и не лицей — обычная школа на Джона Рида, но к шести утра в очереди уже не меньше 80 человек, а мест изначально всего 50. И даже если будет дополнительный класс, это еще 25, желающих все равно окажется больше. Не потому что учиться здесь очень престижно, а потому что в микрорайоне много жилых зданий и мало школ.
Ирина Асланян, заместитель председателя Комитета по образованию
Чиновники уверяют, что ничего страшного не происходит:
Надия Спиридонова, начальник отдела образования Невского района: «Неважно, в какую школу ты пришел, какой статус она имеет. Важно, к какому учителю ты пришел. Я вам говорю как учитель начальных классов, вот это самое главное. И на сегодняшний день ведь есть общеобразовательные школы, в которые люди стремятся именно к конкретному учителю».
Родители эти аргументы знают, но знают еще и то, что живая очередь — это не все желающие:
У многофункционального центра Красногвардейского района родители занимали очередь с 2 часов ночи и сидели в машинах. Но такие меры оказались напрасными. Хвост очереди не то, что не выходил на улицу, в ней и
В глазах — ночи без сна, в руках — нотариально заверенные копии документов, такие же у других членов семьи. Для подстраховки они дежурят у школ. Все готово через пять минут после начала работы центра. На лицах читается облегчение: гора упала с плеч, а предубеждение исчезло. Только теперь можно ответить на вопросы.
Елена Кальчева, мама первоклассника: «Попадание в школу зависит напрямую от времени подачи заявления. Первые 100 человек зачисляются в школу в независимости от того, кто где прописан».
Преимущества работы центра очевидны: вместо нервов и списков у школ сразу три десятка родителей могли подать заявление в первые же минуты его работы. У всех в заявлении стояло бы одно время — 9 утра. Воспользовались такой возможностью единицы.
Понятно, что очереди были отнюдь не во всех учебных заведениях. Но там, где желающих оказалось больше, чем мест, шла почти война. На форумах сообщали подробности.
Из сообщений на
Список желающих начинали составлять за несколько недель. И хорошо, если этот список был один, потому что когда возникала еще и альтернативная очередь, доходило до серьезных конфликтов. Некоторые родители стремились избежать этих испытаний.
Вот объявление на одном из сайтов: «Ищу несколько человек для круглосуточного дежурства в очереди. Период — трое полных суток с 28 по 31 января. Вознаграждение — 10 тысяч рублей».
Готовых померзнуть хватало, и за деньги, и бесплатно. Никакие увещевания не работали.
Михаил Богданов, сопредседатель городского родительского комитета: «Костры жечь, наверное,
За составлением списков, стоянием в очередях и бесконечными спорами о том, как должно быть, кажется, немного забыли о главных героях дня. Между тем у детей есть свои мысли насчет первого класса и первой школы.
Никита: «Я думаю, что в школе довольно интересно. Есть библиотека, буфет. Жду, что школа будет хорошая, со строгим, но справедливым учителем».
ты ждешь какая это будет школа? хорошая. со строгим, справедливым учителем. с красивым. не хочется, чтобы был
Чиновники надеются, что в будущем очереди исчезнут, и все будут подавать заявки по Интернету, но вот уже второй год сайт госуслуг после 9 утра перестает работать
Максим Резник, председатель парламентской комиссии по образованию, культуре и науке: «Когда мы ставим людей в такую ситуацию, что они с дрожью должны ждать 1 февраля, 9:01, тогда и получаются конфликты, скандалы. Нужно, чтобы запись шла постоянно, а дедлайн наступал в
Максим Резник считает, что надо отказаться от существующей системы, когда документы можно подавать тремя способами. Это, говорит он, лишняя возможность для коррупции. Достаточно одного окна, то есть одного сайта, куда можно зайти в любое время — хоть за несколько лет до поступления, оставить заявку и заодно увидеть, насколько востребована та или иная школа.
Это предложение, впрочем, еще только будут рассматривать и не факт, что примут. Так что пока родители готовы платить любые деньги, дежурить ночами и идти врукопашную. Лишь бы быть первыми в очереди в первый класс.