Скандальную передачу на «Дожде» на тему 70-й годовщины снятия блокады Ленинграда обсуждают в Санкт-Петербурге .
Коммунисты посчитали оскорбительным вопрос о том, «стоило ли защищать Северную столицу ценой огромных потерь». Обсуждают эту тему сегодня и в самом Петербурге. Помимо возмущения со стороны блокадников, звучат и мнения историков, которые саму подобную постановку вопроса называют, мягко говоря, некомпетентной, отмечает корреспондент НТВ Илья Федосов.
Лингвистически в самом вопросе «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» уже заложен ожидаемый ответ — вполне определенный. А в сокращенном варианте — «Нужно ли было сдать Ленинград?» — вопрос далеко не новый.
Публично его начали обсуждать в «перестройку» на волне разоблачений преступлений сталинского режима, а в узком кругу о нем заговорили еще в войну в ставке верховного главнокомандования.
Лев Лурье, историк: «Сталин в определенный момент даже и хотел сдать город. Это видно из его переписки со Ждановым. Он говорил, что армии надо выбраться из кольца, а жители — это уже, так сказать… Мы знаем: под немцами были Петергоф и Пушкин. Смертность в Пушкине во время войны была выше, чем смертность в блокадном Ленинграде, потому что там не давали карточек».
Для военных специалистов вопрос о необходимости удержания Ленинграда давно изучен и в среде профессиональных историков разногласий практически не вызывает. Поэтому предположение, что ценой сдачи города можно было спасти сотни тысяч горожан, выглядят, мягко говоря, некомпетентно.
Александр Невзоров, журналист: «Сдать Ленинград было невозможно при всем желании: его никто не брал. Уже,
Лев Лурье: «Они понимали, что им не прокормить, и они не хотят кормить 3,5 млн человек. И поэтому когда фон Лейб говорил, что, вот, могут прорвать кольцо изнутри женщины и дети, то ему было твердо сказано, что женщин и детей надо встречать пулеметами».
Что касается ленинградцев — тех, которые еще живы и помнят блокаду, — то даже первая половина вопроса «нужно ли было сдать Ленинград» им просто непонятна. Некоторые даже переспрашивают: как это сдать?
Даниил Гранин, писатель: «Сдать Ленинград значило уничтожение всего почти населения или большей части. Так было по документам. Теперь видно — указание Гитлера. Я уж не говорю о том, какая бы это была моральная катастрофа для миллионов людей, которые жили стойкостью города на всех других фронтах».
Руководство телеканала в Twitter признало проведенный опрос ошибкой. И продюсеры программы, и редакторы соцсетей принесли свои извинения. На сайте удалили сам опрос, но при этом оставили заметку одного из авторов программы, в которой тот объясняет, почему этот вопрос задавать необходимо.
Участники разгоревшейся