В Москве сегодня представили концепцию единого учебника, по которому нынешнее поколение школьников будет изучать российскую историю. Пока речь идет о проекте, работа непосредственно с текстами еще впереди.
Владимир Путин, предложивший ввести единый учебник и стандарт преподавания истории, уже на днях сможет ознакомиться с результатами дискуссии, которая продолжалась последние несколько месяцев при участии сотен экспертов.
Идеологи проекта говорят, что без единой линейки учебников школьники теряются в подходах и интерпретациях. Единый стандарт, по мнению авторов концепции, поможет избежать хаоса в головах учеников. Кроме того, последние научные изыскания позволяют откорректировать и уточнить
Спорных моментов в ходе обсуждения возникло очень много. Например, среди них — образование древнерусского государства, роль Ивана Грозного в российской истории, роль его реформ, цена его реформ. Очень много споров вызвал сталинский период. В работе над этим разделом авторы концепции отвергли термин «сталинский социализм» и вместо него ввели понятие «советский вариант модернизации», который включает в себя и коллективизацию, и пятилетки, и массовые репрессии, и голод.
Возникли проблемы и с освещением послевоенного периода и недалекого прошлого.
Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН: «Наибольшая сложность была с последними 20 годами. Вначале возникла идея ограничиться 2000 годом. Но после обсуждения все пришли к выводу, что дети учатся и живут в это время, они в это время даже родились. Поэтому было бы неправильно, если бы этот период выпал. Трудность состояла в том, что у нас в обществе нет сегодня согласия по поводу оценок этих событий».
В итоге события последних 20 лет решили отобразить так называемым фотографическим способом, то есть просто перечислить все события, которые произошли за этот период времени, не давая оценок и не проводя