Инцидент с поддельными 5-тысячными купюрами показал, что фальшивомонетчики не особенно работают над качеством, зато ищут самый простой способ реализовать наличность, а некоторые банкоматы принимали даже черно-белые деньги.
История с фальшивыми
Ласковым словом «катенька» называли дореволюционную сотню с портретом Екатерины II. Императрица ввела в России первые бумажные деньги, она же была долгое время главным их хранителем в виде филигранно исполненного водяного знака. Екатерину заменили на Ленина, но в целом технологии, цвета и дизайн скопировали очень похоже. Так и повелось: зеленые «трешки», синие «пятерки», красные «десятки». Исторически сложилось так, что делать деньги надо хорошо, чтобы подделывать было трудно.
Любая купюра даже сегодня рождается с большим трудом и долго, до полутора месяцев. Краску на лист специальной бумаги наносят в несколько слоев, в каждом из них скрыты свои знаки подлинности. О некоторых не подозревают даже те, кто делает деньги. В итоге по уровню защищенности от подделки рубль сегодня в первой пятерке среди всех мировых валют. Печать денег на российском Гознаке заказывают даже иностранные государства. Рубль тут как эталон качества, у него 18 различных защитных признаков, в любой момент можно добавить еще.
Атака фальшивомонетчиков пришла, откуда не ждали. Аферисты решили, что проще плохо подделывать, но быстро сбывать. Банкоматы оказались дырой в обороне. Мошенникам удалось неплохо изучить недостатки контроля в принимающих наличность машинах. Аппараты купюры за шершавые места не щупают, на просвет не смотрят, их датчики ориентированы на другие, машиночитаемые признаки подлинности: ультрафиолетовое свечение, остаточный магнетизм, инфракрасный образ — таких несколько. Вот только большинство банкоматов в России оказались староватыми и подслеповатыми.
То есть достаточно было подделать не купюру целиком, во всех деталях, а всего лишь три контрольных точки на ней, по которым банкомат признает бумажку за подлинник. Попадались даже