Несколько часов назад в Нью-Йорке на 68-й сессии Генассамблеи ООН выступил новый президент Ирана Хасан Рухани.
Эту сессию Генассамблеи ООН многие заранее были готовы объявить исторической, рассчитывая на встречу лидеров Ирана и США, но сенсации не получилось. Роухани от беседы с Обамой уклонился. Однако дал понять, что с Тегерана теперь дует ветер перемен. Так, например, новый иранский лидер, в отличие от своего предшественника Ахмадинежада, признал факт Холокоста.
Приезд Роухани едва не затмил главную тему форума — сирийский кризис. Хотя и по этой проблеме уже начались переговоры. О широкой дискуссии в
Встреча главы российского МИДа Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, по Сирии длилась два часа. Собеседники вышли из переговорной комнаты явно довольные, но от развернутых комментариев для журналистов отказались. Судя по всему, пока они не готовы объявить, что все шероховатости проекта сирийской резолюции преодолены.
Джон Керри, госсекретарь США: «Мы провели очень конструктивные переговоры, очень конструктивные».
США и некоторые западные страны настаивают на включении в текст резолюции по Сирии пункта о применении силы, если та не выполнит условия соглашения по химическому оружию. Россия категорически против этого, поэтому работу над текстом решили продолжить, но, судя по словам российского министра, понимание, как двигаться дальше, есть у обеих стран.Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Мы подчеркнули с российской и с американской стороны, что речь должна идти о ликвидации всего химического оружия, которое есть в Сирии, потому что существуют серьезные опасения и свидетельства того, что у оппозиции могут быть отдельные компоненты этих вредоносных материалов».
Голосование по резолюции в Совете безопасности ООН пройдет только после соответствующего решения Организации по запрещению химического оружия. Она должна принять в Гааге документ о том, как технически будут выполняться условия соглашения.
Еще одной темой, которая на этой Генассамблее чуть не затмила саму Сирию, стал приезд в
Хасан Роухани, президент Ирана: «Ядерному оружию и другому оружию массового уничтожения — не место в системе безопасности и обороны Ирана. Это противоречит нашим фундаментальным религиозным и этическим убеждениям. Мы готовы начать переговоры по ядерной проблеме прямо сейчас, чтобы строить взаимопонимание и снять взаимное недоверие».
Роухани выступал в зале, а под стенами ООН до дипломатов пытались докричаться иранские оппозиционеры и сочувствующие им американские политики, которые считают, что смена власти в Тегеране не приведет к смене политического курса.Россия примет участие в обсуждении ядерной программы Ирана, и министр Лавров, скорее всего, проведет еще несколько встреч с Джоном Керри по Сирии, а в пятницу Сергей Лавров выступит с трибуны ООН с речью.