В Женеве закончились одни из самых интригующих переговоров последнего времени. Сергей Лавров и Джон Керри договорились о мерах по мирному выходу из сирийского кризиса и, похоже, нашли общий язык
Три дня проходили напряженные переговоры в этом женевском отеле, три дня дипломаты бились фактически над одним пунктом, который помог бы Вашингтону, что называется, сохранить лицо. А именно пункт, который оговаривал бы безусловное применение силы со стороны американцев в отношении Сирии.
Вашингтон настаивал на своем праве: если Асад, которому Вашингтон не доверяет, предположим, будет срывать сроки предоставления документов по химическому разоружению или вообще попытается заболтать эти переговоры, в таком случае американцы хотели иметь право наказать сирийский режим и нанести свой
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Разумеется, в согласованных подходах ни о каком применении силы речи не идет, ни о каких автоматических санкциях тоже не говорится. Как я уже сказал, любые нарушения должны быть убедительно, недвусмысленно доказаны в Совете безопасности ООН».
Достигнутые договоренности пока не имеют юридической силы, их еще предстоит закрепить в обязывающих документах. Но главное — удалось установить дату, к которой уничтожение химического оружия должно быть завершено.
Джон Керри, госсекретарь США: «Инспекторы должны быть на месте не позднее ноября. Их задача — закончить уничтожение или вывоз химического оружия до середины будущего года».
Помня, как недавно инспекторы ООН, обследовавшие место химической атаки под Дамаском, были обстреляны снайпером, участники женевской встречи договорились в будущем разделить ответственность за безопасность международных наблюдателей между всеми сторонами конфликта.
Впрочем, США
Джон Керри, госсекретарь США: «Доверяй, но проверяй. Так у вас говорят. Но мы сегодня привержены другому принципу — проверяй и проверяй».
Переговоры едва не были сорваны неосторожным заявление Генсека ООН, который накануне назвал Асада виновным в преступлениях против человечности. Как признался Сергей Лавров, создалось впечатление, что речь идет о выводах экспертов ООН о расследовании химической атаки под Дамаском.