Жители поселка Усть-Ижора, местная администрация и депутат Законодательного собрания от Колпинского района Петербурга Елена Киселёва обратились к губернатору с просьбой заставить подчиненных спасти от разрушения Шлиссельбургское шоссе. Фактически это единственная сохранившаяся дорога петровских времен с оригинальным мощением на глазах размывается и буквально сползает в Неву. Но принять даже экстренные меры мешает бюрократия.
Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв прогулялся по дороге длиной в три века.
Обвалившиеся места на Шлиссельбургском шоссе люди стараются обходить, посторонившись метра на два-на три. Кое-где это уже противоположный край дороги. Тем не менее, по нему ходят молодые мамы с колясками, отважно проезжают автомобилисты. До некоторых домов Усть-Ижоры по-другому не добраться. Вода тем временем продолжает отвоевывать у суши целые метры.
На Шлиссельбургском шоссе в сторону реки сползает даже то, что раньше, очевидно, казалось людям незыблемым. К примеру, репер, т. е. та точка, которую геодезисты используют при измерении окружающих высот. Но высота самой этой метки теперь, очевидно, представляет собой величину непостоянную.
В папке главы администрации Усть-Ижоры Елены Костровой — многолетняя переписка муниципалов с комитетами Смольного. В ответах — сплошь перекладывание ответственности на коллег. Вот в чем дело. Четыре километра дороги XVIII века постройки в Усть-Ижоре — это часть исторического Шлиссельбургского тракта, уникального объекта культурного наследия. Единственная сохранившаяся мостовая петровской эпохи.
Поэтому на любые работы требуется согласование комитета по охране памятников. И еще трех других комитетов: по развитию транспортной инфраструктуры, по благоустройству и по природопользованию. Но ударить совместной работой по бездорожью у чиновников не получается.
Елена Кострова, глава администрации поселка Усть-Ижора: «Одни говорят, что не могут сделать ремонт и реновацию этой части, потому что КГИОП не разрешает это сделать. Комитет по благоустройству говорит, что нам должен КРТИ разработать проект. И вот муниципальное образование вместе с жителями зашли в некий тупик. Последние три года мы видим, что береговая линия все больше и больше уходит в Неву».
Не могут в свои руки взять заботу о Шлиссельбургском шоссе и жители Усть-Ижоры. Объект культурного наследия от ремонта тщательно охраняют.
Ольга Шумова, жительница поселка Усть-Ижора: «Жители как-то пытаются сами с этим бороться: кто-то как-то отвал насыпает, кто-то свои меры принимает. Но то КГИОП запрещает. Ну, не получается все это у нас закрепить и восстановить».
По словам жителей, зимой Шлиссельбургское шоссе со значительными уклонами как раз там, где дорога размыта, станет опасным и для автомобилистов, и для пешеходов. Ремонт требуется срочно. Депутат Елена Киселёва обратилась к губернатору с просьбой определить ответственного, раз уж его подчиненные сами разобраться не в силах.
Елена Киселёва, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Я прошу губернатора, чтобы создали такую межведомственную рабочую группу и все-таки приняли понятное решение и для жителей поселка и для жителей Санкт-Петербурга в целом. Я считаю, что это историческая ценность, о судьбе которой надо подумать более заинтересованно».
Шлиссельбургское шоссе, ценное само по себе, входит в целую группу исторических объектов в Усть-Ижоре. Фактически оно приводит к Церкви в память Святого благоверного князя Александра Невского, к памятнику ему и к тому самому месту у слияния Ижоры и Невы, где в 1240-м он разбил шведов.
Этот участок — уже объект культурного наследия федерального значения. И река с исторической дорогой соседствуют прекрасно. А вот значение ее для городских властей, похоже, не очевидно. По крайней мере, за сохранностью Шлиссельбургского тракта пока следят меньше, чем за знаменитыми петербургскими дворцами, большинство которых, кстати, младше него.