В понедельник в Москве обсуждали один из самых давних и острых для России вопросов в международной политике заключение мирного договора с Японией. Речь об этом шла на переговорах Владимира Путина с главой японского правительства Синдзо Абэ.
Премьер Японии прилетел в Россию с официальным визитом впервые за 10 лет. Главная тема переговоров — Курильские острова и связанное с этим вопросом заключение мирного договора. Синдзо Абэ несколько раз подчеркнул, что уже 10 лет об этом не ведется никаких переговоров. В заключительном заявлении лидеры двух стран признали, что такая ситуация ненормальна, необходимо дать новый импульс министрам иностранных дел, чтобы они нашли наконец решение, передает корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Еще в 2009 году Владимир Путин не исключил, что спорные территории могут быть поделены, но потом никак эту идею не развивал. Сегодня Путин говорил, что Россия интересуется японским энергетическим рынком.
Владимир Путин, президент РФ: «Это может быть совместная добыча углеводородов, совместное строительство заводов по сжижению. „Газпром“ готов вложить свои ресурсы в новые мощности по приемке газа на территории самой Японии, вложить деньги в газопроводные системы на территории Японии. Готовы рассмотреть возможность строительства дополнительных энергетических мощностей на территории Российской Федерации с последующей поставкой электроэнергии в Японию».
Вопрос лишь в том, может ли это сотрудничество быть налажено до заключения мирного договора или мирный договор будет его непременным условием.
Владимир Путин сказал, что в принципе мирное решение возможно, но надо, чтобы этот процесс не был раздражающим. То есть Россия не должна терять лицо в ходе этих переговоров. И на
Владимир Путин: «Вы добросовестно зачитали этот вопрос по бумаге. Я бы попросил Вас передать тем, кто Вам его продиктовал, следующее. Эта проблема досталась нам из прошлого, и мы искренне хотим ее решить. Если вы хотите нам помочь, то это возможно: нужно создавать условия доброжелательного друг к другу отношения и создания обстановки доверия. А если вы хотите помешать, что тоже возможно, то можете продолжать задавать жесткие прямые вопросы, на которые всегда будете получать такие же жесткие прямые ответы».
После этого ответа в зале раздались аплодисменты, но было заметно, что аплодирует в основном российская часть аудитории.
Подробности — в репортаже.