В ответ на американский «список Магнитского» МИД РФ опубликовал список из 18 американцев, которым отныне запрещен въезд в Россию. МИД прямо назвал происходящее «войной списков», подчеркнув, что начали ее не в Москве. Не воздержался от комментария и глава Чечни Рамзан Кадыров.
В обнародованном накануне США «списке Магнитского» 18 человек — россияне, которые, по мнению американских властей, причастны к гибели юриста Hermitage Capital. Главной интригой до последнего была версия списка. Опубликованный вариант — самый мягкий из всех возможных. Некоторые конгрессмены предлагали внести туда десятки россиян, включая даже главу Следственного комитета Александра Бастрыкина.
Как отмечает корреспондент НТВ Владимир Кобяков, российский список невъездных американцев по своей структуре копирует «список Магнитского». В нем две части — закрытая и открытая, в которую попали 18 фамилий граждан США. Это бывшие сотрудники Белого дома, прокуроры, судьи, начальники базы Гуантанамо и один агент ФБР.
Александр Лукашевич, официальный представитель Министерства иностранных дел РФ: «Война списков не наш выбор. Но не отвечать на откровенный шантаж мы не имеем права. Пора бы политикам в Вашингтоне наконец осознать, что выстраивать отношения с такой страной, как Россия, в духе менторства и неприкрытого диктата бесперспективно».
По комментариям МИДа понятно, что в список внесены те американцы, кто, по мнению Москвы, имеет отношение к пыткам на базе Гуантанамо, а также к уголовному преследованию граждан России Константина Ярошенко и Виктора Бута. Кого Москва внесла в закрытую часть документа и сколько там может быть фамилий, пока неизвестно. Возможно, это будет зависеть от аналогичного американского секретного списка.
Реакция на «список Магнитского» последовала не только от российского МИДа. Рамзан Кадыров высказался по поводу того, что его фамилия, возможно, указана в секретной части американского документа.
Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики: «С утра не спал, дали трудную работу мне, потому что я наслышан от Америки такие неприятные известия, так как они запретили въезд. У меня была хорошая лошадь, они запретили участвовать на скачках лошади, нарушили права животного. После этого начала лошадь болеть, до сих пор страдает лошадь».
Комментариев от других граждан России, которые подозревают, что тоже могут находиться в секретной части списка, пока не было. А за реакцией на «войну списков» в Вашингтоне следит корреспондент НТВ Алексей Веселовский.
Никаких громких имен высокопоставленных российских чиновников, как ожидали многие, в «списке Магнитского» не оказалось. Из 18 названных 16 человек — это те, кого американцы считают напрямую причастными к делу Сергея Магнитского.
Список оказался столь коротким, а имена фигурантов настолько не известными публике, что многие восприняли его с недоумением. Сенатор Джим Макговорн, предлагавший Белому дому наложить санкции на 280 российских чиновников, назвал документ «робким».
Администрация Обамы поостереглась делать из документа политический документ, тем более что каждый из фигурантов может оспорить свое попадание в список в суде. Тогда причастность к нарушению прав человека Белому дому придется доказывать. Павел Карпов, бывший сотрудник следственного департамента МВД России, попавший в черный список, первым намерен доказывать свою невиновность.
Впрочем, некоторые эксперты опасаются, что в дальнейшем «список Магнитского» все же может превратиться в рычаг политического давления на Россию.
Подробности — в репортаже.