Слово и дело. За что депутаты-единороссы ополчились на «МК»? Кого и до чего грозят довести фигуры речи и компромат?
Линия фронта. Конфликт между
Все, что происходило дальше, только подливало масла в огонь: началась война компроматов, последствия которой не берется предсказать никто. Погасить страсти попытался спикер Нарышкин: только подействует ли? Корреспондент НТВ Роман Соболь — о причинах и перспективах горячей, в прямом и переносном смысле, истории.
Статья,
Автор статьи Георгий Янс утверждает: он не ждал такой реакции. Статьи «на грани фола» о думцах в «Московском комсомольце» появляются часто, но в этот раз, как написал в своем Twitter депутат Исаев, журналисты перешли границы.
По мнению большинства депутатов, газета злоупотребляет свободой слова, а ее владелец и главный редактор Павел Гусев должен выйти из состава Общественной палаты и из Союза журналистов.
Павел Гусев, главный редактор «МК»: «Превысили свободу слова! А что — свобода слова бывает 70 процентов, 50 процентов, а бывает 150 процентов? Что это такое? Свобода слова одна! Это их суждение, что я оскорбил. Подайте в суд!»
В суд депутаты не пошли. Эксперты, разобрав публикацию в «МК» по косточкам, не нашли в ней зацепок. Статья обидная, но с юридической точки зрения, прямых оскорблений в ней нет.
Марина Куликова, руководитель лингвистической лаборатории центра судебных экспертиз: «Должно быть высказывание, которое функционирует исключительно за пределами литературного языка и обладает высокой степенью экспрессивности, способности нанести ущерб психологический. А здесь речь идет о метафоре, о клише».
Пресловутая «политическая проституция» — форма речи, придуманная английскими парламентариями еще в позапрошлом веке, а в нашей стране она прижилась с подачи Владимира Ленина.
Судебные перспективы туманны, но идти на мировую стороны не хотят. Парламентарии подозревают: у Гусева есть сверхдоходы от размещения частных объявлений, в том числе рекламы подпольных публичных домов. «Досуг: мулатки, негритянки, парнишки» — на предпоследней странице «МК» таких предложений много. Депутаты просят прокуратуру проверить газету на предмет сексуальной пропаганды. В «Московском комсомольце» говорят: их уже десятки раз проверяли, в том числе и по депутатским запросам, нарушений не нашли.
Есть к газете вопросы и по поводу ролика из Интернета. Съемки давние, но всплыли они именно на этой неделе. На кадрах видно, как некто передает сотрудникам газеты деньги — толстые пачки — за публикацию компромата. И похожие статьи в «Московском комсомольце» действительно были.
Павел Гусев: «Ролик мы сами отдали на экспертизу, потому что мы увидели в этом ролике много вещей, которые смонтированы. Это наложение подписей, которые не совпадают с речью, речь при этом глушится. Люди все, которые там участвуют, кроме одной девушки, давно уже не работают в газете. А единственная девушка, которая у нас работает, она вообще деньги не взяла».
Это уже настоящая война компроматов, грозящая непредсказуемыми репутационными потерями и для журналистов, и для парламентариев, ввязавшихся в эту войну.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации: «Печально, что и господин Гусев, и господин Исаев начали прикрываться один журналистским сообществом, а другой — депутатским корпусом. И сейчас история приобретает совершенно неприглядный характер, потому что в ход идут аргументы, что называется, из личного прошлого. Скелеты в шкафу как с одной, так и с другой стороны».
В конфликт между владельцем газеты Гусевым и Думским большинством втягивается все больше участников, и пострадать может не только репутация.
Подробности — в репортаже.