Налог на банковские вклады, введенный отчаявшимися властями Кипра ради спасения тонущей экономики, стал ударом в спину для простых вкладчиков. Среди них не только киприоты, но и иностранцы только россияне могут потерять до 2 млрд долларов.
Тысячи киприотов стоят в огромных очередях к банкоматам, безуспешно пытаясь снять деньги со своих счетов. Сделать этого не удается практически никому — в тех аппаратах, где еще не закончились купюры, выдача наличных была ограниченна суммой сначала в 600, а затем в 200 евро.
Ажиотаж вызван решением кипрских властей ввести налог на все банковские вклады. Если сумма до 100 тыс. евро — снимут около 7%, если больше — почти 10%. Налог коснется это не только местных жителей, но и всех иностранцев, среди которых немало россиян.
Корреспондент НТВ Ольга Леонова выясняла, почему вдруг кипрские власти пошли на такие меры.
Россияне, которые помнят дефолт 1998 года, могут живо представить себе, что ощущают жители Кипра. Неопределенность, паника, длинные очереди у банкоматов — и фактически полная невозможность обналичить собственные накопления. Решение о том, что с депозитных вкладов придется заплатить налог — от 6,5 до 10%, было объявлено перед трехдневными банковскими выходными, поэтому люди чувствуют себя обманутыми вдвойне. Финансовые учреждения не работают, банкоматы ночью выдавали по 600 евро, с утра уже по 200, а вскоре деньги закончились вовсе.
Вкладчица: «Кажется, это худшее, что могло случиться с кипрскими вкладчиками. А самое страшное — мы не знаем, что будет дальше».
Вкладчик: «Это возмутительно! Нас предали! Ведь власти заверяли, что изъятия депозитных счетов не допустят».
На столь непопулярную меру Кипр согласился, чтобы избежать дефолта. Теперь новый президент страны Никос Анастасиадис изо всех сил убеждает сограждан, что иначе нельзя было договориться с Евросоюзом о выделении помощи, в которой страна так нуждается. После долгих дебатов Еврогруппа согласилась выделить Кипру 10 миллиардов евро вместо 17, которые изначально просила Никосия. При этом было поставлено условие, что спасать утопающий бюджет будут частично за счет местных вкладчиков.
Идея исходила от Германии — Ангела Меркель прозрачно намекнула, что львиную долю банковского сектора на крошечном Кипре составляют не вполне прозрачные офшорные счета иностранцев. По данным немецкой разведки, одни только россияне держат там 20 млрд евро. Нетрудно подсчитать, что предложенный Еврогруппой
Вольфганг Шойбле, министр финансов Германии: «Кипр для Европы — уникальный случай, в первую очередь
В Еврогруппе подчеркивают, что это не наказание для Кипра, который слишком охотно «отмывает» российские деньги, а мера необходимая. Те же два миллиарда как раз нужны для экстренной рекапитализации Народного банка Кипра, второго по величине в стране.
Тем временем простые киприоты в панике пытаются спасти нажитое, осаждают банкоматы и устраивают стихийные митинги. В Лимассоле
В правительстве бушует политический шторм — введение налога на депозиты надо узаконить до вторника, когда в стране откроются банки. Пока правящей коалиции не хватает одного голоса, но если он найдется, то с 19 марта офшорный рай начнет путь по маршруту, образно описанному в «Божественной комедии» Данте.