В Военно-медицинской академии умер режиссер Алексей Герман-старший. О печальной новости сообщил в своем блоге на сайте «Эха Москвы» его сын и последователь — Алексей Герман-младший. Он пишет, что у отца остановилось сердце.
В последние месяцы у 74-летнего Германа-старшего было особенно тяжело со здоровьем. В ноябре он упал, получил травму головы и попал в больницу. Режиссер перенес операцию, заболел пневмонией и снова попал в больницу.
Здоровье Германа-старшего дало сбой после известия о смерти Бориса Стругацкого. Именно над фильмом по повести Стругацких «Трудно быть богом» режиссер работал последние 13 лет своей жизни. Его сын пообещал, что лента все равно скоро будет закончена.
Из записи Алексея Германа-младшего: «Картина „Трудно быть богом“ фактически завершена. Осталось только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал, уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни».
Фильм по повести Стругацких отнимал все силы, Герман-старший работал над ним по 12 часов в день. Самому режиссеру по ходу съемок задавали вопросы: «Трудно ли быть Германом?». Он отвечал, что работать было трудно всегда.
Герман-старший до последних дней боролся за сохранение студии «Ленфильм», на которой он трудился всю жизнь. По словам Германа-младшего, ее удалось спасти и не дать распродать на участки во многом ценой здоровья.
Из записи Алексея Германа-младшего: «Для меня отец всегда был образцом достоинства, нестяжательства и честности. Он никогда не хотел дорогих машин или роскошных костюмов. Он считал, что в нашей стране интеллигент не должен превращаться в вора и богача. Верил во что-то иное, чем в то, что сейчас стало основным».
Алексей Герман-старший был режиссером, сценаристом, актером и продюсером из высшей лиги советского и российского кинематографа, хотя в его режиссерской фильмографии, если не считать «Трудно быть богом», всего четыре самостоятельные картины — «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталёв, машину!». Фильмы отличает характерная, близкая к документальной черно-белая манера съемки.
Время и место похорон Алексея Германа-старшего пока не определено. Его сын уже посоветовал не появляться на церемонии тем, кто покинул режиссера в трудное время, а теперь хочет получить «пиар».