Новый бизнес за границей: россияне едут в Чехию, выкупая руины с древними пивоварнями в готических погребах.
Тема «русские за границей» вновь привлекла внимание европейской прессы. Газеты Чехии наперебой рассказывают истории о бизнесменах из России, оставляющих в этой стране немалые деньги.
На этот раз, правда, речь идет не об отелях или шикарных вечеринках, а о давно стоящих без дела средневековых пивоварнях, которые предприимчивые россияне пытаются восстановить. Чему чехи, как выяснил корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, только рады.
Наталья Маковик, риелтор: «Продается замок с пивоварней. Замок с огромной историей, пивоварня тоже».
Для иностранца — манящая сказка, для местных — грустная быль, которая вот уже 20 лет стоит без хозяев. До русских риелторов продать монашескую пивоварню пытались чешские, но претендентов не было. Таких ветшающих дворцов в стране десятки, а цены на них для местных астрономические. Если точнее — 180 тысяч евро.
Наталья Маковик: «Там прекрасные колонны в стиле Ренессанс. Там готические погреба. Полностью помещения приспособлены для хранения пива по тем традициям пивоварен, которые существовали с XVI века».
Постигшие секреты чешского пивоварения Денис и Сергей — выходцы из того самого среднего класса, который едва появился в России, а уже осознал: надежней вливать инвестиции за границу. Даже если до их уральского дома из этой чешской глуши тысячи верст.
Сергей Черничкин: «Если сравнить с Германией, то в плане адаптации, конечно, здесь намного проще. И законы
Константин Гольденцвайг, корреспондент НТВ: «А взятки тоже похожие?»
Сергей Черничкин: «Не сталкивались мы со взятками здесь».
Государство, в котором пиво — национальная гордость, помогает таким инвесторам, как только может. Бюджетные субсидии на реставрацию исторических пивоварен — до 90%. А для чеха как будто и не беда, что уже большинство их в стране в иностранных руках.
Мирослав Броз, пивовар: «Сейчас каждый смотрит за тем, чтобы работу получить. Кто — чех, немец, бельгиец или русский — без разницы».
Через месяц возле воссозданной пивоварни Денис и Сергей достроят гостиницу, ресторан и бассейн. Рядом — Карловы Вары, и богатые русские гости будут точно. А там, глядишь, и их чешское пиво попадет на российский прилавок — рецепт, давно испытанный
Ян Весёлый, глава Союза пивоваров Чехии: «Уже за счет того, что на этом русском пиве будет написано „варится в Чехии 300 лет“, цена в России может подскочить до 20%».
В стране, где каждый в среднем выпивает полторы сотни литров пива в год, такие крохотные пивзаводы были прежде едва ли не в каждом городке. Но история меняется, и все чаще это наследие скупают крупные пивоваренные концерны, все реже — чешские. Скупают для того, чтобы затем обанкротить и избавиться от лишних конкурентов. Для местных при таком раскладе богатый русский инвестор — не чужак, а последнее спасение.
Александр Денисов, владелец пивоварни: «Тут есть такие вещи, от которые вообще страшно. Думаешь, неужели это все можно сделать. Люди сделали».
Вернее все еще делают на его деньги. В руины ростовчанин Александр Денисов вложил 8 миллионов долларов — в десятки раз больше, чем отдал за покупку объекта. В его послужном списке были куда более доходные — нефтянка, металлургия, политика. Но