Тульская прокуратура провела проверку, которая вне зависимости от результатов указывает на очевидную дыру в законодательстве, регулирующим процесс усыновления.
Внимание тульских журналистов, а затем и следователей привлекла благополучная с виду семья: пятеро приемных детей, строящийся дом, благотворительность. Одно «но»: глава семьи — рецидивист со стажем, судимый за изнасилование и убийства.
Оказывается, человек с таким прошлым легко может взять на воспитание ребенка — достаточно быть не опекуном, а родственником опекуна, с которого никакие справки, кроме письменного согласия, не требуют.
Счастливы ли дети с
Известную в Туле семью благотворителей Пановых новой волной популярности просто накрыло. Марина и Алексей уже прославились тем, что вместе со своим родным сыном и пятью приемными разъезжали по интернатам, устраивали для их воспитанников концерты и дарили подарки.
Однако новая слава радости не принесла: снимая репортаж о многодетных семьях, местные журналисты неожиданно узнали о темном прошлом главы семейства. Корреспонденты утверждают: Алексей Панов — трижды сидел за изнасилование, убийство и хулиганство.
Сотрудники прокуратуру пока не закончили, но уже выяснили: опекунство оформляла Марина Панова. А ее супруг по документам опекуном не считается, хоть и наравне с женой воспитывает приемных детей. Семью не раз посещали полицейские и проблем, пусть и бывшего заключенного, не заметили.
Инна Прохорова, прокуратура Тульской области: «Те материалы, которые нами собраны уже в настоящее время свидетельствуют о том, что социального неблагополучия в этой семье не наблюдается».
В областном комитете по попечительству говорят: когда они оформляли разрешение на опеку, Алексей Панов заявил, что чист перед законом. И формально он был прав — со времени освобождения прошло больше 10 лет, и судимость уже давно погашена. А копаться в далеком прошлом Панова чиновникам не позволил закон.
Алексей Панов: «Мы начали свою жизнь совместно с чистого листа и никогда об этом не пожалели. И вот те дети, которых мы воспитали и воспитываем, — это свидетельство того».
Теперь к органам опеки и попечительства множество вопросов, ведь еще недавно в России увольняли учителей, имевших даже в очень далеком прошлом судимость. Но педагоги проводят с учениками всего несколько часов в день, а тут под одной крышей с пятью детьми живет человек, который, возможно, сидел за тяжкие преступления. И даже если конкретно в этой семье все хорошо, где гарантия, что так же будет в других?
Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: «Органы опеки в соответствии с законом об опеке и попечительстве имеют право запросить любую информацию о будущем кандидате в опекуны или приемном родителе, который непосредственно касается возможности исполнения им обязанностей опекуна, попечителя или приемного родителя. И получается так, что закон на усмотрение органов опеки относит ту информацию, которая будет получена в результате о кандидате в приемные родители».
Как поступят с детьми, если выяснится, что закон был нарушен, — смотрите в репортаже НТВ.