Митингующие в Москве требовали отпустить арестованных по «делу о Болотной», перевыборов и снизить стоимость услуг ЖКХ.
На проспекте Сахарова в Москве заканчивается очередной, уже девятый (если считать с декабря 2011 года) крупный митинг протеста. Большинство оппозиционеров добрались туда с Пушкинской площади, пройдя по бульварам согласованным с властями маршем. На этот раз в составе участников произошли изменения: к колоннам присоединились коммунисты, ранее державшиеся в стороне от белоленточных протестов.
Шествие оппозиции в центре Москвы
Шествие оппозиции по Рождественскому бульвару.
В нынешней акции приняли участие практически все узнаваемые оппозиционеры, но были и новые лица. То же самое с лозунгами: к прежним — против Путина — добавилось требование освободить политзаключенных, под которыми понимают задержанных по делу о беспорядках на предыдущей акции 6 мая.
Колонны начали собираться на Пушкинской площади. По правой стороне Страстного бульвара первые ряды старались занять националисты с имперскими флагами, левую сторону заняли левые силы. Акцию протеста поддержала КПРФ, а колонну правых либералов возглавили Яшин, Каспаров и Пономарёв. Как наблюдал корреспондент НТВ Владимир Кобяков, на Трубной площади оба потока, разделенных бульваром, соединились.
Когда шествие с бульваров приближалось к проспекту Сахарова, к месту проведения митинга, пришлось потерпеть и автомобилистамК требованиям предыдущих митингов — о политической реформе, досрочных выборах парламента и президента, а также освобождении политзаключенных, в том числе и арестованных после марша 6 мая — добавились
Борис Немцов, политик: «Никто не верил, что „левые“, либералы, националисты смогут быть вместе и договориться по политическим требованиям, а особенно сложно — по
Скандированием и аплодисментами встретили Геннадия Гудкова, которого Госдума накануне лишила мандата.
Геннадий Гудков, партия «Справедливая Россия»: «Мы сегодня посылаем власти очень грозное, очередное, но мирное предупреждение, что если не будет того, что (написано — ред.) за нашей спиной — перевыборов и остановки политических репрессий, то… Они должны понимать, что власть либо находит компромисс, либо ее свергают!»
Предоставили слово и одному из лидеров националистов Александру Белову. Он вышел на сцену с мальчиком Мишей на руках. Рассказал, что мать ребенка лишилась квартиры, а Миша теперь вынужден жить в детском доме, но от социальных лозунгов он перешел к националистическим.
Александр Белов, лидер движения «Русские»: «Гражданство России стоит дорого. Россия будет свободной!»
Со сцены обращались и к тем, кто разочаровался в митингах, и тем, кто поддерживает, но так не нашел времени сюда прийти.
Дмитрий Быков, писатель: «А обратиться я хочу к третьим — к тому пока еще трусливому большинству, которое запаслось
Алексей Навальный: «Все равно мы будем сюда приходить. Даже если ты останешься один, все равно придешь и встанешь. Но я верю, что я не останусь один. Я верю, что никто — ни один из нас — не останется один. Мы придем все вместе».
Отдельно поднимали тему политзаключенных, а также требовали освободить тех, кого задержали после столкновений во время акции 6 мая. Говорили о документе, в котором будут перечислены все фамилии арестованных по так называемому «болотному делу».
Изабель Магкоева, лидер движения Occupy.Russia: «Мы написали текст, который будет опубликован на „Эхе Москвы“ и остальных дружественных сайтах и изданиях. И мы очень просим вас поставить свою подпись».
Сергей Удальцов со сцены предложил свой вариант продолжения акции оппозиции.
Сергей Удальцов, координатор «Левого фронта»: «Ну, нам пора власть употребить, чтобы этих жуликов и воров призвать к ответу. Вот только я вас спрашиваю, мы стоим здесь сегодня? Мы стоим на этой площади? Мы не уходим?»
По времени это был самый продолжительный митинг оппозиции. Через несколько часов после его начала, конечно, были и те, кто принял решение разойтись. Но по плану организаторов акция и выступления будут продолжаться до позднего вечера — 22 часов.