Около тысячи страниц документов о катынской трагедии, засекреченных на протяжении 70 лет, Национальный архив США выложил в Сеть. Среди бумаг есть показания двух американских военнопленных, которых в мае 43-го немецкое командование отвезло на место расстрела поляков. Свидетельства американцев изучил корреспондент НТВ Алексей Веселовский.
Капитан Дональд Стюард и подполковник Джон Ванглиед прекрасно понимали, что немцы пытаются использовать их в собственных интересах. И сначала отказывались поверить увиденному. Но состояние останков, уже частично мумифицированных на тот момент, свидетельства, найденные письма на польском языке, дневники, жетоны — все они были датированы не позднее чем весной 1940 года, — говорили сами за себя: расстрел под Катынью — дело рук советского НКВД, союзников.
Свои донесения, связанные с подпольем, американские офицеры передали в Вашингтон. Но там шифровки легли под сукно на долгие годы. В 52-м комиссия Конгресса по расследованию катынской трагедии признала, что именно Советский Союз стоит за расстрелом поляков, и предложила правительству предъявить СССР обвинения в суде международного трибунала. Но этого так и не произошло. Белый дом предпочел молчать.
Эндрю Нагорски, вице-президент института «Восток-Запад»: «Это был совершенно циничный расчет. Рузвельт и Черчилль не хотели признавать, кто стоит за преступлением в Катыни, потому что они воевали вместе со Сталиным и не хотели с ним ругаться. Но то, что после войны молчали, то, что во время „холодной войны“ десятилетия молчали, это просто удивительно».
И до публикации этих документов историки знали, что Рузвельт и Черчилль просто закрыли глаза на преступление в Катыни. Но только теперь стало ясно, насколько полной картиной произошедшего обладали союзники уже во время войны. В том же
43-м Черчилль отправляет Рузвельту подробный доклад о вине Сталина в преступлении, на что американский президент отвечает: «Главная цель для нас — выиграть войну. А для этого необходимо единство».
Кристина Пиорковская, писатель, историк: «Если бы о Катыни рассказали правду сразу, война могла бы пойти по-другому. Польские солдаты в Лондоне бы точно подняли восстание. Рисковать этим? На такое бы никто не пошел».
До сих пор официальный Вашингтон не признал
вину в том, что почти 5 десятилетий ради политической выгоды
утаивал правду о Катыни. Даже мемориал расстрелянным в Катыни полякам — польский офицер, проткнутый штыком, — в США установили только в 1991 году, через год после того, как Президент СССР Михаил Горбачёв признал вину
сталинского режима в этом преступлении.