Отныне все сигареты в Австралии будут продаваться в одинаковой серой упаковке с устрашающими картинками. Между тем производители сигарет пока очень хорошо себя чувствуют в развивающихся странах.
Революционное нововведение австралийцев готовы поддержать и в других странах. Табачные концерны обещают судиться и пока побеждают — но только в развивающихся странах. Мировой опыт и готовящиеся антитабачные реформы в России изучил корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.
И Marlboro, и Camel, и другие легендарные сигаретные марки скоро останутся лишь в памяти австралийцев. Высший суд Австралии признал законным веденный правительством впервые в мировой истории запрет на изображение тортовых марок на пачках. British American Tobacco, Philip Morris и прочие гиганты мировой табачной индустрии пытались доказать, что решение нарушает права их интеллектуальной собственности, но проиграли.
Уже с 1 декабря все сигареты в Австралии должны будут продаваться в одинаковых пачках. Причем 70% с передней стороны и 90% с задней должны занимать изображения последствий курения. Считается, что мера направлена на защиту прежде всего молодежи, которая сильнее всего падка на броский дизайн.
Австралийцам есть с чем сравнивать. Их северный сосед — Индонезия, страна окончательно победившего табачного лобби. В этой стране нет вообще никаких возрастных ограничений на продажу табака. В итоге среди детей до 10 лет курит каждый третий, даже младенцы. Индонезийские производители сигарет могут без проблем показывать свои ролики даже в молодежных передачах по ТВ, демонстрировать «крутизну» тех, кто курит, спонсировать концерты. Местная организация по защите прав детей подала иск против правительства, требуя изменить законы. Но табачное лобби слишком сильно и богато, чтобы сразу сдаться.
Подобный спор идет сейчас и в России. Новый антитабачный закон уже несколько лет обсуждают заинтересованные ведомства. Осенью его, возможно,
Подробности — в репортаже.