Прощание с Народным артистом СССР Богданом Ступкой, который скончался в воскресенье в киевской клинике «Феофания», пройдет на сцене академического театра имени Франко во вторник. В этот же день артиста похоронят на Байковом кладбище в Киеве.
Богдан Ступка был очень востребован в профессии и обладал редким умением убедительно передавать сдерживаемые эмоции. За это его ценили признанные режиссеры и любили неискушенные в театральных тонкостях зрители.
Каждый биограф Богдана Сильвестровича Ступки сталкивается с трудностью определений. Ступка — украинский театральный деятель, рожденный под Львовом и всю жизнь прослуживший в украинских театрах, и в то же время — выдающийся русский актер. Такова была его судьба — воплощать собой родственность и неотделимость двух культур, как бы ни менялись за порогом театра политические декорации.
Но в первую очередь Ступка был советским актером, если понимать под этим почти античный масштаб актеров того времени. Причем советским актером, настоящая слава к которому пришла уже на излете советской страны.
Еще в
Так же, как в национальную нишу Ступку не поместить, так и жанровые определения к нему не подберешь. Он и
В самой значительной своей театральной работе, спектакле
За пределы Украины актер выбирался редко, но метко. Спектакль Валерия Фокина «Старосветская любовь» оказался тяжелым разговором о смерти. Но сам Ступка запомнился его партнерше Лии Ахеджаковой невероятно светлым и жизнелюбивым.
Лия Ахеджакова, актриса: «Удивительный был человек, теплый, добрый и очень веселый, очень веселый. И вокруг него всегда все хохотали, всегда партнерши были обласканы. Он появлялся на сцене, и вокруг все просто расцветало».
Постсоветские десятилетия не были творчески простыми для большинства великих, разбросанным по обломкам империи актерам. Особенно не хватало режиссеров, соразмерных их таланту. Ступка оказался советским человеком и в смысле болезненного чувства ответственности. Два года он работал министром культуры Украины, а позже, подобно Кириллу Лаврову или Михаилу Ульянову, взвалил на себя руководство Киевским академическим театром имени Франко и тащил огромное хозяйство, занимаясь в том числе и ничтожными для его таланта проблемами.
Лия Ахеджакова, актриса: «Мы виделись с ним месяца два с половиной назад. Он сидел с палочкой, но такой же родной. Его как лошадь слепую вело в театр».
На сцене Академического театра имени Франко и пройдет во вторник прощание с Богданом Ступкой.
Подробности — в репортаже.