Выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге , Владимир Путин коснулся не только темы бюджета, цен на нефть и новой приватизации, но и не забыл про оппозицию с ее жаждой перемен.
Российскую экономику ждут заметные изменения, связанные с попыткой уйти от сырьевой зависимости. В скором времени все бюджетные расходы, а также долгосрочные инвестиционные программы больше не будут привязываться к ценам на нефть. Об этом сегодня заявил Владимир Путин, выступая на открывшемся в Петербурге
Петербургский экономический форум в этом году собрал пять тысяч гостей из 80 стран мира: бизнесменов, экономистов и политиков. Одна из важных тем — европейский долговой кризис. Перспективы вырисовываются не самые радужные. В речи Путина, помимо экономической составляющей, была изрядная доля политики.
Владимир Путин произнес речь, в которой подвел итоги дебатам о развитии мировой экономики на саммите «двадцатки», и рассказал о перспективах экономики российской. В речи Путина с самого начала зазвучали нотки тревоги. Президент говорил о том, как штормит еврозону, как ведущие страны не могут остановить рецессию, погружаясь в долги, но все же закончил эту тему репликой о сдержанном оптимизме. Путин заметил, что Россия не подводит своих партнеров, принципиально отказывая себе в возможности перевести многие активы из евро в другую валюту.
Оптимистичность прогнозов в речи президента укрепилась, когда он перешел к рассказу о российских экономических планах. Эта речь была рассчитана на гостей форума — мировую капиталистическую элиту, и Путин подробно рассказал том, чего Россия хочет добиться. Задачи известны: к
Владимир Путин, президент РФ: «России необходим не просто бездефицитный бюджет, а бюджет, что называется, с запасом прочности. Рассчитанный на несырьевые доходы и уже во вторую очередь — на поступление от продажи углеводородов. Поэтому в ближайшее время будет принято новое бюджетное правило. Его логика в том, чтобы объем наших обязательств, бюджетных расходов, долгосрочных инвестиционных программ, в которых участвует государство, не привязан к текущей цене на нефть».
Для формирования новых статей дохода Россия должна и дальше уменьшать государственное участие в экономике. Новая приватизация — это улучшение конкурентного и инвестиционного климата. Но ее проведение должно быть совсем иным, чем в
Владимир Путин: «Но сразу же хочу подчеркнуть, это должна быть принципиально другая приватизация, не имеющая ничего общего с практикой залоговых аукционов и прочих сомнительных сделок, широко применявшихся в
Для того же, чтобы бизнесу жилось лучше, в России вводится новый пост — уполномоченного по делам бизнеса. Им станет известный предприниматель и общественный деятель Борис Титов. Его назначение Путин обещал незамедлительно утвердить своим указом.
Уже в конце выступления Путин сказал гостям и о политике. Без демократии, гражданского общества нет и здоровой экономики, успокоил президент привыкших к демократическим принципам западных инвесторов. Появление новых партий, расширение оппозиционного поля — все это совершенствует политическое развитие страны. Но Путин дал понять, что порядку в стране и климату для инвестиций такое внедрение демократических процедур не помешает.
Владимир Путин: «Каждый, кто претендует на то, чтобы заниматься политикой, каждый, кто считает себя политиком, обязан выражать свою позицию исключительно в рамках закона. Жажда перемен — это, безусловно, двигатель прогресса, но она становится контрпродуктивной и даже опасной, если ведет к разрушению гражданского мира и самого государства. Мы все должны понимать, что именно в политической системе можно и нужно улучшать, а какие ценности и институты являются фундаментальными, государствообразующими и не подлежат никакой ревизии. В ходе открытой дискуссии и диалога со всеми политическими силами страны мы должны выработать единый и принимаемый подавляющим большинством граждан России ответ на вопрос о приемлемой и эффективно работающей в наших условиях формуле национальной модели демократии и развития».
Первый день форума — это всегда разговор о глобальных финансах и макроэкономике. Среди гостей сегодня был Джим О’Нил из Goldman Sachs, человек, который запустил в оборот термин БРИК, то есть динамичные экономики Бразилии, России, Индии и Китая. О’Нил выдвинул интересную идею.
Джим О’Нил, председатель правления Goldman Sachs Asset Management: «Я пережил за свою карьеру много кризисов. И я считаю, что нынешний кризис еврозоны — в отсутствии руководства. Позволю себе небольшую провокацию. Еврозоне не помешало бы позаимствовать некоторые методы лидерства у вашей страны и у Китая, чтобы дело было сделано».
Степень успешности Петербургского форума традиционно измеряется тем, насколько важные и крупные контракты на нем подписаны. Авиакомпания «Трансаэро», например, заключила соглашение с Airbus о поставке четырех самолетов
Еще одно соглашение подписал «Газпромбанк» с Московской областью. Там речь идет о частном государственном партнерстве в сфере ЖКХ, кредитования населения, малого и среднего бизнеса.
«Роснефть» подписала целую стопку соглашений. Среди них контракт с норвежской Statoil о совместном участии в тендерах на разработку норвежского шельфа Баренцева моря и совместной оценке трудноизвлекаемых запасов нефти в России. Кроме того, «Роснефть» договорилась о разработке российского шельфа с итальянской Eni.