Проектная мощность. Как предложено поправить новый закон о митингах и каков заграничный опыт по этой части? Где правила куда жестче обсуждаемых в России мер?
Резонансный проект. Всю минувшую неделю в России не утихали страсти по новому закону о митингах: оппозиция предлагаемые Госдуме к принятию меры клеймила «наступлением на свободы», профильный думский комитет успокаивал: свободы никто не ограничивает, все исключительно порядка ради.
Поправок к закону — нижняя палата парламента планирует рассмотреть его в грядущий вторник — набралось несколько сотен. Говорят, при этом были учтены пожелания Президентского совета по правам человека.
Обозреватель НТВ Владимир Чернышев — о новом витке споров.
Личность отправленной под домашний арест гражданки Духаниной установили по видеозаписи. На кадрах видно, как
Накануне второго чтения поправок административных снова разгорелись споры — нужно ли ужесточать штрафы, если к погромщикам и хулиганам и так принимаются меры уголовные?
Михаил Федотов, глава президентского Совета по правам человека: «Я это просто видел собственными глазами, как в полицейских летели камни, куски асфальта и так далее. Нарушение закона, безусловно. Надо наказывать? Надо. Причем это то, что попадает под действие Уголовного кодекса. Никакого отношения к Кодексу об административных правонарушениях это не имеет».
После обращения своего советника Михаила Федотова Владимир Путин просил единороссов прислушаться к мнению оппонентов и все взвесить, принимая новые поправки. Единороссы прислушались отчасти и штрафы ко второму чтению снизили. Но все же получили штормовое предупреждение от оппозиции — та полагает, что поправки могут стать рычагом давления на нее.
Сотни поправок от думской оппозиции как попытка взять измором фракцию власти. Думскому большинству, впрочем, преодолеть числом это противодействие труда не составляет. Но президент призвал обсуждать и прислушиваться — и вот споры выходят за пределы думских коридоров вторую неделю подряд. Дал сдержанные комментарии Совет при президенте по правам человека, призвав тщательнее проработать закон, подключилась к дискуссии и Общественная палата.
Фракция ЛДПР за поправки голосовать не собирается, но все же их одобряет. Парадокс этот Жириновский не разъяснил, а только отметил, как бывает опасна неконтролируемая законом и неоднородная по содержанию народная стихия.
Впрочем, поправки предусматривают и расширение полномочий организаторов по пресечению провокаций в своих рядах. Увидел провокатора — сообщи в полицию. Но организаторы протестов задаются вопросом: уследишь ли за всеми? При этом все в Думе признают, что нынешние штрафы по сто и тысяче рублей за провоцирование и участие в беспорядках — абсурдны и неэффективны.
Традиционный вопрос «а как там за границей?» дает повод для дополнительных споров. Левая оппозиция уверят: при такой разнице в доходах населения нечего и сравнивать размеры штрафов. Однако по уровню кары за нарушения западное законодательство ничуть не либеральнее. Любое государство, позволяя гражданам больше трех собираться, стремится застраховать гражданскую ответственность населения законодательно, чтобы было ясно, где кончаются прогулка и протест, и начинается угроза жизни граждан и порядку на улице.
Подробности — в репортаже.