Извечный спор художника и толпы все больше напоминает провокацию: разрубленные иконы, голый Онегин, целующиеся менты. Какие еще моральные устои можно разрушить? И почему художникам все чаще плюют в лицо? Не превратится ли современное искусство в протест ради протеста?
Корреспондент НТВ Юрий Кучинский погрузился в тему.
Если современные художники и вправду сами стремятся провоцировать, то правда и то, что многие зрители сами охотно на провокации поддаются.
Именно так рассуждал житель Сыктывкара, когда подавал иск против местного драматического театра. Он купил два билета на трагедию Гамлет, а что увидел? Ни тебе классических костюмов, ни тебе декораций, от оригинала только текст остался. Но больше всего театралу не понравилось, как Гамлет во время своего монолога насиловал Офелию на красном рояле. Зритель посчитал, что его как потребителя не предупредили специальной ремаркой на афише и обманули, подсунув вместо классики «извращение
И так постоянно с этим современным искусством. Куда ни плюнь — сплошные скандалы. Марата Гельмана предупреждали о консервативных вкусах краснодарцев, но он все равно пошел открывать свою выставку с гордо поднятой головой.
Впрочем, на что еще рассчитывать, если главный творческий метод — пощечина общественному вкусу? Современное искусство всегда идет под маркой «не для всех», а у нас это воспринимают «ты кого дураком назвал?». Хотя, с другой стороны, так искусство и развивалось во все времена.