С 2003 года Эрдоган занимал пост премьер-министра Турции, а в 2014-м победил на первых в стране прямых президентских выборах. В ближайшие годы на посту президента он намерен сохранять неизменным внешнеполитический курс страны, бороться с инфляцией и построить газовый хаб в сотрудничестве с Россией.
Дата инаугурации президента Турции будет утверждена, как только результаты выборов объявят официально, а именно 1 июня. По словам представителя президента Ибрагима Калына, ориентироваться надо на четверг или пятницу. Днем — присяга в парламенте, вечером — церемония, на которую пригласят зарубежных лидеров.
Но это все — праздничные хлопоты, главное — 52% голосов избирателей, которые в третий раз доверили Реджепу Эрдогану пост президента. Впрочем, Турцией он руководит, по сути, с 2003 года, когда стал
Реджеп Тайип Эрдоган, избранный президент Турции: «Сегодня никто не проиграл. Все 85 миллионов выиграли. В соответствии с ответственностью, возложенной на нас нашей нацией, мы ни на кого не обижаемся, не возмущаемся, не злимся и не гневаемся. Настало время оставить в стороне все споры и конфликты и объединиться вокруг наших национальных целей».
Новый кабмин будет собран сразу после инаугурации под амбициозные задачи, которые избранный президент наметил в своей новой пятилетке на высшем государственном посту. Это прежде всего восстановление городов после сокрушительного февральского землетрясения, дальнейшее укрепление независимости Турции, в частности, завершение строительства дублера пролива Босфор. На новую транспортную артерию уже не будут распространяться международные нормы. И борьба с падение турецкой лиры.
Реджеп Тайип Эрдоган, избранный президент Турции: «Если кто и может это сделать, то это мы. Да, процентная ставка на данный момент снижена до 8,5, и вы увидите, что инфляция также снизится».
О бесспорной победе своим сторонникам Реджеп Эрдоган сообщил еще до захода солнца в день голосования, исполнив свою любимую песню под названием «Всем, кто слышит, и кто не слышит».
«Все, что есть, все для тебя, мои мечты, желания и слезы», — так на русском звучат слова этой композиции. Хотя не всё, произнесенное лидером страны с крыши автобуса в Стамбуле, нуждается в переводе.
На английском господин Эрдоган попрощался со своим соперником Кемалем Кылычдароглу, который в рамках своих предвыборных посулов собирался еще больше сблизить Анкару с Вашингтоном и в принципе усиливать западную концентрацию в регионе. Значительно большую актуальность по итогам этих выборов получил третий кандидат гонки Синан Оган. Этнический азербайджанец, защитивший докторскую в МГИМО, заявил о поддержке Эрдогана накануне второго тура.
Если Оган получит в новом правительстве пост, то это еще более укрепит
Россия в Эрдогане всегда видела прежде всего подлинно независимого ни от какого внешнего диктата лидера, чьи действия продиктованы национальными интересами. Пусть это не означает стопроцентной предсказуемости, но значительно упрощает взаимодействие. Тем более, что впереди — создание газового хаба на территории Турции по инициативе Владимира Путина, перспективы строительства новых АЭС, помимо «Аккую», и наращивание
Победу Эрдогана отметили во всех крупных европейских городах от Берлина до Лондона. В Вене ввели даже чрезвычайное положение
Внутри страны, кажется, тоже созрели большие планы, если судить по заявлению министра внутренних дел, который предупредил потенциальных агентов американского влияния.
Сулейман Сойлу, министр внутренних дел Турции: «Назовите нас трусами, если мы не уничтожим всех, кто беспокоит эту страну, включая американские войска, в ближайшие 5 лет. У нас впервые появилась такая возможность. Мы впервые поймали Запад в слабой позиции. Мы впервые поймали Америку. Впервые за 100 лет мы поймали их с Реджепом Тайипом Эрдоганом. По воле и милости Аллаха мы сейчас находимся в самом мощном периоде за последние 300 лет».
А британская The Guardian артикулирует главный страх Запада: Россия не останется без поддержки, так как Турция не желает вводить санкции, а значит, союз Москвы и Анкары будет только укрепляться. Возможно все на этом свете, но при Эрдогане ясно одно — Турция будет действовать исходя исключительно из своих собственных интересов. За что и пользуется уважением большого северного соседа.