Правоохранительные органы предложили сегодня покончить с анонимностью в Интернете. Глава МВД Рашид Нургалиев ничего умного в идее не нашел. Впрочем, уже сейчас в сети достаточно непросто оставаться инкогнито.
Управление «К» — структура МВД России — выступило с идей покончить с анонимностью в Интернете. По замыслу правоохранительных органов, это поможет в борьбе с экстремизмом, оградит граждан от мошенников, шантажистов и от простых хулиганов, которые пишут гадости в сети. Многие восприняли инициативу, как попытку ввести цензуру. Корреспондент НТВ Егор Колыванов задался вопросом: можно ли вообще регулировать Интернет, если да, то как?
Предложения тем или иным образом отрегулировать Рунет появляются едва ли не каждые полгода. То
Алексей Мошков,
Управление «К» занимается расследованием компьютерных преступлений. Сотрудники хотят таким образом пресечь деятельность экстремистов, спрятавшихся за никами и аватарками. Ведь в социальных сетях не только разговаривают, но и договариваются. Однако при чем здесь миллионы добропорядочных пользователей, ведущих в сети двойную, но законопослушную жизнь? Тем более мы все равно как на ладони — при желании человека можно найти, даже если он вышел сеть через
Александр Баулин, журнал «Мир ПК»: «У телефонов, например, часто можно даже модель отследить. Если сделать запрос сотовому оператору, он установит, что в определенном месте к базовой станции были подключены
Александр Писемский, заместитель генерального директора компании GROUP IB: «Теоретически можно отследить любого человека в Интернете. Но практически это не всегда возможно, ввиду тех или иных ограничений».
Правоохранительным органам эти ограничения взять бы — да и отменить. Так поступили в Белоруссии. С тех пор войти в Интернет и остаться там незамеченным почти невозможно. В этом убедился корреспондент НТВ Георгий Гривенный.
Ни о какой стопроцентной анонимности в белорусском сегменте всемирной сети речи не идет еще с лета прошлого года. Тогда был принят известный Указ №60, который продвинутые пользователи сразу окрестили «белорусским файерволом» — борцом с вирусами, причем не только внутри компьютера, но и снаружи. Согласно указу, вход в
Информацию о перемещениях во всемирной паутине провайдер по первому требованию должен предоставить спецслужбам. Возник даже казус: а что же делать с общедоступным
Видимо, руководствуясь этим же принципом, белорусский
Российские спецслужбы следят за Интернетом в соответствии с законом «О связи» при помощи системы технических средств для
Александр Писемский, зам генерального директора компании GROUP IB: «Любая деятельность в Интернете оставляет следы, и они фиксируются в различных местах: это могут быть сайты, провайдеры, компании, которые предоставляют те или иные услуги. В общем, отследить человека можно, но не все участники могут сохранить информацию».
Но следить — не значит блокировать. Сегодня стало известно, что сеть «Вконтакте» отказалась вступать в контакт с ФСБ. Спецслужба направила администрации сайта запрос с предложением закрыть некоторые оппозиционные группы. Основатель сайта Павел Дуров отказался, признавшись, что не знает, чем это может закончиться. Отдельных пользователей, нарушающих закон, обещал блокировать.
В декабре в Роскомнадзоре включили
Сейчас ПАК работает в тестовом режиме. Как это происходит… В памяти программы — около тысячи слов и словосочетаний, например, хлорат калия (входящий в состав коктейля Молотова), фразы оскорбляющие по национальному признаку, призывы к противоправным действиям. Если программа обнаружит такие слова в тексте, публикация будет направлена на контроль инспектору, а если понадобится — к психологам и лингвистам. Окончательное решение — нарушает ли публикация закон о СМИ — принимает человек, а не машина. За противоправную редакционную статью
Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети»: «Главная проблема подобной системы — она автоматическая, а робот, электронная система, искусственный интеллект не может определить тональность публикации: сарказм, стеб».
Пример Китая, где Интернет работает с большим количеством ограничений (закрывают доступ к сайтам, а поисковые системы не отвечают на запросы некоторых слов), — вот страшный сон пользователя. Оказывается, в России он уже отчасти стал явью. По крайней мере, для жителей Белгорода. Корреспондент НТВ Ольга Чернова узнала, к каким ресурсам зарыли доступ решением суда.
Решение районного суда Белгорода, обязывающее местных провайдеров, блокировать доступ пользователей к ряду
Судебные решения коснулись трех белгородских компаний, провайдеры их оспаривать не собираются, боясь лишиться лицензии и считая, что такая борьба с вредоносными ресурсами лишь капля в море. Подобная практика началась и в других регионах.
Сотрудник прокуратуры: «Существуют такие организации —
Прокуратуры берут в свой штат
К дискуссии о запрете анонимности в Интернете присоединился помощник президента Аркадий Дворкович. Он писал в Twetter, что не против анонимных записей, но сообщил, что к ним и отношении соответствующее — не серьезное. Вскоре и глава МВД Рашид Нургалиев дал оценку предложению своих подчиненных. Он назвал инициативу подчиненных ввести фейсконтроль в Интернете глупостью и заявил, что этого не будет.
Рашид Нургалиев, глава МВД России: «Никто такую меру вводить не собирается».
Но забывать, что большой ПАК следит за тобой, в любом случае не стоит.