У специалистов Роскосмоса есть две недели, чтобы заставить межпланетную станцию «Фобос-Грунт» заработать как надо и отправиться к спутнику Марса. В случае неудачи полтора миллиарда рублей пропадут даром.
Сегодня один из самых амбициозных космических проектов десятилетия оправдал свое мрачное название. Межпланетная станция
Теперь, по словам специалистов Роскосмоса, у них есть две недели на то, чтобы дистанционно наладить систему управления и загрузить новую программу полета. Если они не справятся, у аппарата разредятся аккумуляторы и полтора миллиарда рублей, потраченных на «Фобос», выражаясь научным языком, «сгорят в атмосфере».
Корреспондент НТВ Сергей Холошевский следит за ситуацией.
А начиналось все хорошо. В ночь на среду, 00:16, — старт
Владимир Поповкин, руководитель Федерального космического агентства: «Мы всю ночь его искали, двигательная установка не сработала, не было ни первого, ни второго включения. Это говорит о том, что, по всей видимости, он не смог переориентироваться с Солнца на звезды, и борт закрылся».
Официально сейчас называется две предполагаемые причины отказа двигательных установок. Первая — технические неполадки в системе звездной ориентации. Например, засветка объектива или его загрязнение во время выведения на орбиту. И вторая — ошибка в программном обеспечении. В Роскосмосе предпочитают положение не драматизировать и называют ситуацию внештатной, но рабочей.
Владимир Поповкин: «С помощью наших средств РКО и американского NORAD нашли его координаты. Сейчас распаковываем борт. Смотрим реальную телеметрию всю. И после этого будем перезакладывать программу. Но все гораздо лучше, чем было ночью».
«Фобос» планировали вывести на орбиту еще два года назад, но старт перенесли
Лев Зелёный, научный руководитель проекта
До этого и мы, и американцы обходились лишь фотографиями Марса и его спутника. На борту станции, кроме различной аппаратуры, находятся бактерии и микроорганизмы — еще один тест на возможность полета человека к Красной планете. Грунт со спутника Марса, по мнению ученых, позволил бы подтвердить или опровергнуть теорию о том, что жизнь на Землю могли занести извне.
Михаил Маров, академик Российской академии наук: «Первичное вещество может содержать ту органику, которая, может, была привнесена даже не из самой Солнечной системы, а из других объектов в нашей галактике».
До сегодняшней ночи, особенно после череды неудачных запусков, которые преследовали Роскосмос последние месяцы, специалисты были уверены, что «Фобос» оправдает их надежды. Впрочем, пока говорить о провале программы