Сегодня российский летчик Владимир Садовничий и его эстонский коллега Алексей Руденко, восемь месяцев просидевшие в СИЗО таджикского города Курган-Тюбе, узнали, что еще не скоро выйдут на свободу. Местный суд приговорил их к 8,5 годам строгого режима, признав виновными в нарушении правил международных полетов, незаконном пересечении границы и контрабанде.
Контрабандой посчитали найденный в одном из самолетов, полуразобранный авиационный двигатель, который экипаж использовал как источник запчастей. Все остальные обвинения, как и основное, арестованные летчики также считают надуманными. А в руководстве российской авиакомпании, на которую работали пилоты, говорят, что кто-то из чиновников в Таджикистане просто положил глаз на самолеты Ан-72. Корреспондент НТВ Владимир Кобяков разбирался в деле.
Российский летчик Владимир Садовничий и эстонский пилот Алексей Руденко остаются в Таджикистане, хотя их друзья, которые специально прилетели в Курган-Тюбе, чтобы следить за процессом, до последнего надеялись, что уголовное дело в суде просто развалится.
Александр Сухоруков, друг Владимира Садовничего: «Все ожидали просто освобождения ребят. Все ожидали. Ребятам дали восемь лет строгого режима. Оба по всем статьям признаны виновными. Им предъявили контрабанду за двигатель „убитый“, который лежал в самолете».
В течение судебного процесса близкое окружение Владимира Садовничьего сетовало, что российские дипломаты бездействуют. После приговора МИД выступил с официальным заявлением.
Александр Лукашевич, официальный представитель МИД РФ: «Каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых обвинение не представило. Обвинительное заключение построено по сути на домыслах и необоснованных предположениях. Таджикистанская сторона откровенно нарушает существующие международные нормы».
В Курган-Тюбе два самолета, летевших из Кабула, сели 12 марта. Сначала двух командиров держали под охраной в местной гостинице, а затем отправили в СИЗО. Предъявили обвинение по трем статьям, в том числе «Нарушение правил международных полетов» и «Контрабанда путем прорыва границы». Под контрабанду попал полуразобранный двигатель, который обнаружили на борту.
Во время судебного процесса летчики и адвокаты пытались доказать, что экипажи действовали по регламенту и ни о каком прорыве границы с воздуха говорить нельзя.
Гулям Бабаев, адвокат: «Просили посадку в аэропорту города Курган-Чеге, таджикский навигатор дал ответ: такие номера, такие воздушные судна — нет таких разрешений. И дали, естественно, рекомендации, чтобы они возвратились в Кабул».
Другой вариант — вернуться назад в Афганистан — командиры самолетов сочли небезопасным.
Владимир Садовничий, командир Ан-72: «Дотянуть керосина нам хватит, но по мерам безопасности гражданской авиации у нас должен быть гарантийно безопасный остаток. То есть я, заходя на посадку, должен дойти до высоты принятия решения, и если передо мной самолет в аварийной ситуации — допустим, разулись колеса, — я должен иметь возможность уйти на второй круг и долететь до ближайшего запасного аэродрома. У меня этого керосина не было».
Правоохранительные органы Таджикистана настаивают: командиры двух экипажей должны были знать, что идут на нарушение.
Файзулло Холов, прокурор: «Эти два самолета с 2008 года не имеют никакого сертификата оператора, сертификата летной годности, поэтому эти самолеты не должны были подняться с земли».
Оба самолета Ан-72 принадлежат авиакомпании «Ролкан», которая купила их у российской армии. Однако, по словам руководства, «Ролкан» сдал самолеты в аренду фирме Air Space из Арабских Эмиратов. Та, в свою очередь, заключила контракт с американской логистической фирмой Supreme, которая обслуживает ООН и войска Соединенных Штатов. А заказы оба самолета в последнее время выполняли на территории Афганистана. До этого Ан-72 Владимира Садовничего летала в Сомали. В авиакомпании напоминают: оба борта работали и в африканской пустыне, и на Северном полюсе.
Родственники летчика уже привыкли к длительным командировкам. Но такого еще никогда не было.
Владимир Садовничий, сын пилота Садовничего: «За шесть месяцев, пока отец находился в СИЗО, к нему никто не обращался ни с какой помощью — ни с юридической, ни с моральной. То есть, в общем-то, все действия начались уже с судебным процессом практически».
По версии руководства компании «Ролкон», владеющей самолетами, кому-то в Таджикистане просто приглянулись Ан-72, а их конфискация в рамках уголовного дела, возможно, позволит в будущем сменить владельца. Существуют и другие версии. Официальный Душанбе будет использовать эту историю как инструмент давления во время переговоров с Россией. Но заложниками этих интриг пока остаются летчики Садовничий и Руденко, получившие в Таджикистане по 8,5 лет заключения.