Сегодня Следственный департамент МВД сообщил о задержании в Объединенных Арабских Эмиратах бывшего топ-менеджера самарской группы компании «СОК» Андрея Фролова. Его обвиняют в преднамеренном банкротстве завода «ИжАвто», из-за чего без работы остались около пяти тысяч человек.
По делу вместе с Фроловым проходят еще четверо экс-руководителей группы «СОК» и принадлежавшего ей «ИжАвто», из которого три года назад по весьма запутанной финансовой схеме были выведены активы почти на 7 миллиардов рублей. Корреспондент НТВ Сергей Холошевский следит за расследованием.
Как и где задержали бывшего топ-менеджера группы компаний «СОК», полиция Объединенных Арабских Эмиратов не сообщает. Но судя по всему, это не последнее задержание объявленных в международный розыск российских бизнесменов. Месяц назад представители МВД Удмуртии заявляли журналистам, что вычислили страну, в которой скрываются от следствия двое из четырех топ-менеджеров «СОКа». Все им заочно предъявлены обвинения в преднамеренном банкротстве «Ижевского автозавода».
Светлана Борисова, Следственный департамент МВД РФ: «Было установлено, что в 2008 — 2009 годах владелец группы компаний „СОК“ Юрий Кочмазов, ее топ-менеджеры Андрей Фролов и Юрий Омелин, а также бывший генеральный директор „ИжАвто“ Михаил Добындо и директор по экономике и финансам Евгений Страхов осуществили вывод ликвидного имущества, оборотных средств компании на сумму 6,7 миллиардов рублей. Нами подготовлены документы, которые необходимо представить в правоохранительные органы Объединенных Арабских Эмиратов для экстрадиции задержанного в Россию».
Схема банкротства пятого по величине российского автомобильного завода выглядела следующим образом. Группа «СОК», владевшая контрольным пакетом акций предприятия, продала компанию ее менеджменту.
Дмитрий Баранов, эксперт инвестиционного холдинга: «В оплату были получены части акций других предприятий, „дочек“, и были получены машины на общую сумму 200 миллионов долларов».
Оставшись без товара, «ИжАвто» заявляет о своей неспособности рассчитаться по кредитам, и начинается процедура банкротства. Более пяти тысяч работников завода уволены. В мае 2010-го на заводе вводится внешнее управление, а в сентябре на запуск линии по производству «ВАЗовской» «классики» в Ижевск приезжает Владимир Путин. Новый бизнес-план по развитию завода по поручению премьера разрабатывает Сбербанк. На него же ложатся и все обязательства по кредитам, которые достигают гигантской суммы — почти 13 миллиардов рублей. В том же месяце возбуждается и уголовное дело о преднамеренном банкротстве завода.
Позже в международный розыск объявляются топ-менеджеры «СОКа». На этом попытки вывести завод из кризиса не заканчиваются. В декабре прошлого года Ростехнологии и Сбербанк подписали меморандум о покупке долгов «ИжАвто». В результате Сбербанк переуступил Ростехнологиям большую часть долга завода — более пяти миллиардов рублей, которые были погашены за счет федерального бюджета. Остальную сумму Сбербанк списал как безнадежную. Таким образом, за преступные действия менеджмента «СОКа» расплачиваться пришлось налогоплательщикам, а спасают завод всем миром, включая корейцев и французов. Пока в розыске остаются трое менеджеров группы «СОК».
«ИжАвто» понемногу оживает, уже к концу этого года вместо «ВАЗовской» «классики» здесь начнут собирать коммерческие машины альянса Renault — Nissan.