Кто ответит за хищения из «Банка Москвы» и за разбазаривание посольских земель? Кто считает, что при прежнем мэре уровень коррупции в столице был запредельным?
Скандальное всплытие. Свидетеля Лужкова на минувшей неделе ждали на допрос по громкому делу о миллиардных хищениях из «Банка Москвы», но так и не дождались. Бывший мэр, год назад отправленный в отставку с редкой по жесткости формулировкой «в связи с утратой доверия»,
В Кремле домыслы о
Корреспондент НТВ Роман Соболь разбирался в клубке проблем, который нынешним московским властям достался от прежних.
В пятницу утром в Следственном департаменте МВД России ждали Юрия Лужкова. Его оповестили загодя, и времени, чтобы вернуться в Москву у Юрия Михайловича было достаточно.
Анжела Кастуева, представитель Следственного департамента МВД РФ: «Его вызывали к 10 часам для дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу, связанному с хищением денежных средств из ООО „Банк Москвы“».
По повестке Юрий Михайлович не явился — он очень занят. Читает лекции то ли в Испании, то ли в Соединенном Королевстве, а потом ему надо ложиться на медицинское обследование в Австрии. Он улетел, но публично обещал вернуться, когда в плотном графике появится окно.
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог: «„Я вернусь, я докажу, честь важнее жизни“, — это он говорит сегодня в российской прессе. Я думаю, что это
Во всяком случае, Лужков сейчас делает все то же самое, что до него делали другие люди, облеченные властью и потерявшие ее — тот же Березовский. Был частью системы, вдруг превратился в ее обличителя.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета: «Это уже было. Это такой новый фетиш и имидж для тех людей, которые уводили из России деньги, создавали коррупционную систему и участвовали в ней. И этот информационный импульс направлен не на россиян, не на некий спор с администрацией. Этот импульс направлен на западного потребителя».
Александр Лебедев, бизнесмен: «Наш бывший мэр никаким политическим
Лужков, кажется, идет на обострение. Вновь и вновь обрушивается с критикой на Кремль и на новые столичные власти, говорит о распиле московской собственности. Юрия Михайловича пытались урезонить, напомнить, почему он был уволен, и что стояло за формулировкой — «в связи с утратой доверия президента».
Сергей Нарышкин, руководитель администрации президента РФ:
Наталья Тимакова,
Ничего личного — только Уголовный кодекс. Расследование коррупционных схем — процесс долгий. Вот сейчас у следователей появились конкретные вопросы к Лужкову, он это понял и ударил на опережение.
Константин Симонов: «Для человека, который стал символизировать в стране коррупцию, самым страшным наказанием оказалось отстранение от должности. Естественно, здесь возникал такой вопрос — а что, это действительно самая страшная кара, которая в стране сегодня существует для коррупционера? Вполне логично, что сейчас к этой теме вернулись. Ну, потому что, если Лужков — символ коррупции, давайте тогда уголовные дела доведем до конца».
Дмитрий Медведев поручил правительству и прокуратуре разобраться раз и навсегда, на каком основании земли, выделенные в 1993 году указом президента Ельцина под строительство новых дипмиссий, были приватизированы и оказались в собственности жены Лужкова Елены Батуриной. С этой землей связано немало занимательных историй, в том числе и пропажа средств из «Банка Москвы». Об этом следователи и хотели поговорить с бывшим мэром.
Пустырь преткновения. Компания «Интеко» хотела посадить здесь пять гигантских дисков
Но потом был кризис, земля подешевела. И что же, у Батуриной убытки? Вовсе нет. Удар берет на себя правительство Москвы. В разгар кризиса под залог этого пустыря Батурина получила из бюджета 13 миллиардов рублей — в 3,5 раза дороже максимальной докризисной цены.
В
В Афганском посольстве уже 20 лет ждут переезда.
Барьялай Сабербарья, заместитель посла в посольстве Афганистана в РФ: «Причина неизвестна. Нам причины никто не говорит. Какие причины? Только говорят: подождите, это решается вопрос, это правительство Москвы. Все они решают, но до сих пор ничего».
Особняк на Поварской улице — красивый, но очень старый. Краска облупилась, пол ходуном ходит. Консульский отел сидит в подвале, рядом — каморка атташе по культуре, за соседней дверью — торгпреды. Почти друг у друга на головах сидят, и не ведают, какие метаморфозы происходят с землей, им обещанной. Не смогли справить новоселье дипломаты Индии, Китая. Министерство иностранных дел пыталось вернуть участок посольствам — это было в 2004 году, при Лужкове. Не вышло: МИД был вынужден отступить.
Константин Фрадкин, заместитель начальника правового управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом: «Вот передо мной лежит копия документа, подписанная генеральным директором Министерства иностранных дел Российской Федерации в адрес „Росимущества“, в котором он просит отказаться от иска. Там говорится, что сейчас проводятся переговоры с городом Москвой о том, что взамен того изъятого земельного участка были выделены другие земельные участки, и в связи с этим продолжение спора нецелесообразно».
Никаких участков взамен дипломаты не получили. Возможно, эта история — лишь начало клубка, и у следователей скоро появятся другие вопросы к Лужкову.
Кирилл Кабанов: «Он создал корпорацию. Москва и московское правительство — это не некая структура для управления в интересах граждан. Это прежде всего — огромная коммерческая коррупционная корпорация, мегакорпорация».
Давний оппонент Лужкова — бизнесмен Александр Лебедев готов поделится информацией со следствием, у него большое собрание документов. Например, как предприниматель Чигиринский подарил половину своей компании Елене Батуриной, а стоила эта компания примерно 6 миллиардов долларов.
Александр Лебедев: «Это были все лучшие площадки в городе Москве, включая там Сити,
В папке «Росимущества» собраны данные о федеральной собственности, которая
Константин Фрадкин: «Этот процесс касался нескольких сот объектов культурного наследия, расположенных в городе Москве. Как и все культурные наследия — это здания в центре, имеющие, страшно представить какую коммерческую ценность. И вот этот проект по
Пока шли тяжбы, здания сносились, перестраивались, сдавались в аренду. Юрий Лужков говорит: он 18 лет по крупицам собирал имущество. Правительство Москвы владело заводами, банками, гостиницами, даже аэропорт свой был. А сейчас все нажитое распродают.
Андрей Шаронов, заместитель мэра г. Москвы по вопросам экономической политики: «То, что город получал как акционер, участвуя в огромном количестве, — а это сотни акционерных обществ, — это просто слезы по сравнению с теми средствами, которые он вкладывал в эти акционерные общества. Сплошь и рядом создавались центры прибыли за рамками этой компании, и город получал просто шкурку. А вся маржа уводилась в компании, аффилированные с менеджментом либо с другими акционерами».
Непрофильные активы Москва будет продавать. За долю в «Банке Москвы» бюджет уже выручил 103 миллиарда рублей.
Андрей Шаронов: «Город незаметно для себя потерял контроль в этом банке. Никто никогда не видел решения о приватизации этого банка. Но на момент продажи оказалось, что у города нет контроля. Город потерял контрольный пакет в этом активе, в очень дорогом, в очень ценном для города активе».
Содержать наследство, оставленное бывшим мэром, сложно и очень дорого. А вернуть то, что город потерял за эти годы, будет еще сложнее. Деньги вывезены за рубеж, главные фигуранты разъехались. Юрия Лужкова и Елену Батурину предупредили: в случае неявки по повесткам прокуратура обратиться в Интерпол.
Лужков через адвоката пообещал приехать в Москву 15 ноября. Но до этого он будет лежать в клинике, а что насоветуют ему врачи, неизвестно.