Видео, пришедшее из Ливии, не оставило равнодушными ни президента США, ни премьера Путина, ни украинскую медсестру, которая несколько лет ухаживала за тогда еще диктатором Каддафи.
Сегодня Переходный национальный совет Ливии объявил, что сын Муамара Каддафи Сейф
Тему продолжит Павел Матвеев. Репортаж НТВ.
Каддафи мертв и даже наконец похоронен. Ливийская революция завершилась, оставив миру вопрос: кто идет ему на смену. Во всех смыслах. Видеокадры последних минут жизни диктатора, обнародованные бывшими повстанцами, не очень вяжутся с объявленным ими образом борцов за демократию.
Барак Обама, президент США: «Вряд ли
Даже в демократической риторике, положенной президенту США по статусу, есть нотки сожаления, что Каддафи закончил свой век настолько страшно. Убийство шокировало весь мир, то, как избивали и унижали Каддафи, то, что пять дней держали его тело на рынке в холодильнике, то, наконец, что вынесли кадры убийства на публику.
Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Вон, семью Каддафи почти всю убили, его труп показывали по всем мировым каналам. Ну, смотреть невозможно без отвращения просто! Ну, что это такое? И показывают, как весь человек в крови, раненый, еще живой, его добивают. Все это выкатывают на экраны. Вообще, ничего подобного нет в морали ни одной из мировых религий — ни в христианстве, ни в иудаизме, ни у мусульман этого нет, нигде!»
На финальном этапе революции бывшие повстанцы сделали то, чего сами так боялись — сотворили из Каддафи мученика. После гибели сочувствующих ему нашлось куда больше, чем при жизни во всем мире.
Одна из таких — бывшая личная медсестра диктатора. Она, нежно называя Каддафи «папиком», рассказала корреспонденту НТВ Айрату Шавалиеву свою историю.На Украине есть как минимум один человек, который искренне скорбит по Муаммару Каддафи, ведь для медсестры Оксаны Балинской вместе с Каддафи похоронены и ее планы на благополучную жизнь.
Хаты в украинском селе под названием Могильное меньше всего похожи на роскошную резиденцию Муаммары Каддафи в Триполе. Но что делать, если тело, которое Оксана лечила три года, теперь растерзанным показывают по телевизору.
Оксана Балинская: «Такой шок! Абсолютно не ожидала, что такая смерть будет, что его растерзают вообще, конечно, хладнокровно. Еще когда началось только — Египет и Тунис, — я говорила: в Ливии такого никогда не будет; как бы на „папика“ руку никто не поднимет, никто не пойдет».
Фотография зафиксировала начало ее восточной сказки: в
Оксана Балинская: «Взятие крови, сравнение всех анализов, тот же гемоглобин, вот это все. Уже человек, конечно, не молодой, не 18 лет.
На другом фото — Оксана с коллегами внутри личного самолета Каддафи, они всегда сопровождали его в поездках. Слухи о шумных оргиях с участием украинок Оксану возмущают. Но знаменитый пациент, говорит, и правда был внимателен к своим верным медсестрам.
Оксана Балинская: «Он всегда спрашивал, волновался, не голодные ли, все ли есть. Дарились докторам раз в год,
Корреспондент: «А вам не дарили?»
Оксана Балинская: «Нет, не дарили нам машины».
Удел же самой Оксаны — не только воспоминания о самых ярких годах жизни рядом с одиозным политиком. На заработанное в Ливии она смогла купить квартиру на Украине, да и подаренные пациентом часы с сапфирами дорогого стоят.
Оксана Балинская готова хоть завтра вернуться в Ливию, даже несмотря на то, что там на приближенных Каддафи открыта настоящая охота. Но отчаянное безрассудство — это, очевидно, то, чему украинская медсестра научилась у своего легендарного пациента.
Павел Матвеев продолжает.
Сочувствие — сочувствием, а политика — политикой. Многие эксперты говорят: в страшной смерти Каддафи повинны не столько тяжесть диктаторских злодеяний, сколько то, что его невыгодно было оставлять в живых как свидетеля. Лондону, например, замешенному в темных историях с ливийскими контрактами, французу Саркози, чью предвыборную кампанию, по слухам, спонсировал Каддафи.
Грязный мир политики держал Каддафи у власти 40 лет, и он же, раскачав теперь весь регион, породил повод опасаться превращение большого Ближнего Востока едва ли не в царство
Евгений Энгельгардт, политолог, эксперт по исламу: По мере падения разного рода офицерских режимов, скажем в Северной Африке, как мы видим, ну видно, что там единственная сила в этих обществах, которые хоть
Взять ту же Ливию. Новое руководство страны прямо признает: его распоряжениям никто не подчиняется. Фактическая власть — у враждующих группировок. Что за группировки — вопрос риторический, раз уж в самом переходном национальном совете третье лицо — лидер формирования, числящийся в американском списке террористов.
В соседнем Египте, одной из главных действующих и даже руководящих сил революции было движение «Братья мусульмане», считающееся старейшей в мире террористической организацией. При старой власти она была в подполье, а в предстоящих выборах имеет право участвовать с немалыми шансами на победу, как победили исламисты на только что прошедших выборах в Тунисе.
Итак, Большой Ближний Восток: красный по напряженности и зеленый по мусульманской сути. Тунис: у руля мягкие исламисты на резком контрасте с прежней светской властью. Ливия — вообще все однозначно, страна будет жить по законам шариата. Египет — выборы в ноябре, шансы исламистов, как минимум, не меньше, чем было в Тунисе. За скобками Израиль. Помимо новых источников головной боли — хроническая мигрень под названием «Хамас». И с другого бока его подпирает Сирия. Там конфликт пока тлеет, но уж если разгорится, то мало не покажется.
В этом убедился корреспондент НТВ Иван Трушкин.
Сирийцы всеми силами пытались показать съемочной группе НТВ, что в стране все хорошо. Была, мол, тут
Местный житель: Я не могу говорить о том, что происходит. Нас заставляют молчать.
Корреспондентов отвезли в Хаму и Деръа, где восстание, как говорят, подавили танками. На улицах внешне спокойно, но тут и там встречаешь
Наибольшее впечатление производит разрушенное полицейское управление города Деръа. Здание частично сгорело. Повсюду валяются
В ночь после убийства Каддафи Башару Ассаду, офтальмологу по образованию, вряд ли спалось спокойно. Его противники во вроде бы усмиренных провинциях митинговали с лозунгами «Доктор, ты следующий!»
Павел Матвеев — далее.
Не стоит забывать и про Турцию, показывающую зубы Израилю, про Йемен, где радикалы мечтают свергнуть режим, про Ливан с традиционно влиятельной «Хизбаллой». Куда бы ни вывела большой Ближний Восток кривая нынешних перемен, таким как раньше уже не будет ни он, ни мир в целом.