Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу выступил перед евродепутатами с захватывающем докладом о надвигающемся на Европу финансовом кризисе.
Сегодня председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу выступил с докладом об экономической ситуации в ЕС и представил пакет антикризисных мер. Проходное вроде бы событие — перед парламентариями Баррозу отчитывается ежегодно — на сей раз превратилось в захватывающий, исполненный драматизма политический триллер.
В этом нет ничего удивительного. Ни текущее положение дел в еврозоне, ни прогнозы на ближайшее будущее пока не внушают оптимизма. Экономики Греции и еще нескольких стран дышат на ладан. Корреспондент НТВ Вадим Глускер свидетельствует: слово «кризис» в сегодняшних жарких прениях звучало чаще остальных.
Таким агрессивным Жозе Мануэла Баррозу еще не видели давно. И на то свои причины. Помимо благой идеи спасения зоны евро председателя Еврокомиссии явно не устраивало решение Франции и Германии создать так называемое европейское экономическое правительство, причем во главе не с ним, Баррозу, а с европейским президентом Ван Ромпеем.
Жозе Мануэль Баррозу, председатель Европейской комиссии: «Сегодня мы столкнулись с самым серьезным испытанием за всю историю Евросоюза. Это одновременно кризис финансовой и социальной системы, кризис экономики, кризис доверия между европейскими лидерами».
В пламенной речи с трибуны Европарламента в Страсбурге Баррозу произносил зарифмованные афоризмы вроде «если мы не займемся интеграцией, то нам грозит фрагментаризация». Речь прерывали как продолжительные аплодисменты, так и крики «позор!». Многие европейские парламентарии продолжали настаивать на едином министре финансов и уличали Баррозу во всех грехах.
Ги Верхофстадт, депутат Европарламента: «Давайте посмотрим правде в глаза. Мы в самом центре кризиса. Не в начале, не в конце — в центре. Нам нужно единое экономическое правительство. Господин Юнкер, господин Ромпей, господин Баррозу, президент Европейского Центробанка. У нас как минимум пять человек представляют евроэкономику. Нам нужен единый министр финансов, чтобы прекратить ненужные дискуссии и разногласия».
Но главное, что от Баррозу ждали не сведения личных счетов, а конкретных мер Евросоюза. И они были предложены.
Жозе Мануэль Баррозу: «За последние годы страны ЕС постоянно предоставляли финансовую помощь и гарантии для финансового сектора. Теперь настало время для финансового сектора оказать поддержку обществу. Введение налога ограничит спекулятивные операции и пополнит бюджет на 55 миллиардов евро в год».
Баррозу уточнил, что все дискуссии о ставках этого налога завершены, консенсус найден. Ставки составят от одной сотой до одной десятой процента в зависимости от сделки. В этот момент зал заседаний Европарламента просто взорвался. Депутаты практически кричали, что предложенный механизм может быть эффективным, только если будет введен во всем мире. И 55 миллиардов евро годовой выгоды — это ничтожно мало.
Жозе Мануэл Баррозу ответил другим афоризмом: мы все бегуны — только не спринтеры, а марафонцы. Проблема же в другом: если для спасения Греции необходимо как минимум 160 миллиардов, а если рухнет, например, экономика Италии, то это будет уже стоить два триллиона, то какими евробондами или налогами можно спасти ситуацию? Впрочем, развал зоны евро может стоить значительно дороже ее спасения.