Выбор «Цитадели» Никиты Михалкова российским оскаровским комитетом обернулся скандалом.
Сегодня в российском кинематографическом сообществе разгорелся грандиозный скандал. Поводом стал фильм, который страна должна выдвинуть на премию «Оскар». Его выбирает Национальный оскаровский комитет и накануне большинство его членов проголосовали за «Цитадель» Никиты Михалкова. Это последняя часть «Утомленных солнцем».
Правда, председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписывать протокол, заявив, что представлять страну должны более достойные картины, которые тоже были в списке, и, в отличие от «Цитадели», получили признание на международных кинофестивалях. Но этим все, естественно, не ограничилось, и спор о вкусах быстро перерос в очередную публичную дискуссию о расколе в союзе кинематографистов.
В подробностях разбирался корреспондент НТВ Иван Трушкин.
Среди картин, попавших в финальную тройку Российского оскаровского комитета, «Цитадель» была, конечно, самой масштабной и громкой. Бюджет — рекордный для российского кино — 34 миллиона долларов. Режиссер — авторитетный мастер высокого полета. Что еще нужно, чтобы поразить американских киноакадемиков и заполучить вожделенную статуэтку? Но тут появились сомнения. Для отборочной комиссии художественная ценность фильма решающего значения могла не иметь.
Владимир Меньшов, председатель Российского оскаровского комитета: «Люди должны быть в нашем комитете более независимые, потому что если так проверить каждого по должностям, каждый в
Председатель той самой комиссии Владимир Меньшов негодует. «Цитадель» в прокате провалилась, собрано всего 1,5 миллиона долларов. Отзывы критиков зубодробительные. К тому же на Западе такое кино, по словам Меньшова, покупать отказались. Михалков ответил недоброжелателям еще весной: ничего, мол, не понимаете в высоком искусстве.
Никита Михалков, режиссер: «Этот новый взгляд на войну, новый взгляд. Он необычен, он раздражает, но уверяю вас, что за этим новым взглядом нашим, которым мы смотрели на происходящее, очень большой, огромный я бы сказал, пласт нашего будущего кинематографа».
Конкурентами «Цитадели» были уже отмеченные на фестивале фильмы. У «Елены» Андрея Звягинцева — специальный приз в Каннах. У «Фауста» Сокурова — Венецианский «Золотой лев».
И обе ленты, в отличие от все той же «Цитадели», не требуют дополнительных пояснений.
Андрей Кончаловский, режиссер: «Нужно посмотреть предыдущую картину. И, может быть, даже вообще посмотреть „Утомленные солнцем — 1“, чтобы понять сюжет. Поскольку это только часть, которая абсолютно не ясна без целого, то это абсолютно нецелесообразно и,
Проблема даже не в достоинствах и недостатках представленных картин, все гораздо глубже. Так вышло, что в последние годы российское киносообщество разделилось по михалковскому признаку: одни режиссера любят, другие не очень. И у обеих групп свой киносоюз и своя киноакадемия.
Андрей Кончаловский, режиссер: «Создание второй национальной киноакадемии „Золотой орел“ в противовес национальной академии „Ника“, которая существует уже 25 лет, конечно, привело к расколу, к такому противостоянию».
Вот и получается, что борьба нескольких кинолент становится борьбой кинодеятелей, далекой от искусства. А у сегодняшнего оскаровского противостояния вариантов развязки немного.
Владимир Меньшов, председатель Российского оскаровского комитета: «Реалистический и фантастический. Реалистический — это прилетят инопланетяне и разрешат эти проблемы. А фантастический — Никита Сергеевич снимет свою картину».
Кирилл Разлогов, киновед, Российский оскаровский комитет: «Речь идет не о фальсификации, а оказании недоверия оскаровскому комитету. Пожалуйста, никаких проблем в этом нет. Но кто в данном случаебудет оказывать недоверие? Тогда должна академия собраться и сказать, что нет, мы не согласны, у нас другое мнение».
Что думает о скандале сам Никита Михалков? Все попытки связаться с ним успехом не увенчалась. Режиссер сейчас