Первые дни новой жизни в ливийской столице. Население ночи напролет громко празднует победу, отсыпается до обеда и с новыми силами бросается уничтожать символы режима Каддафи.
Повстанцы в Триполи еще продолжают праздновать победу, но перед новой ливийской властью, которая едва успела перебраться в столицу, развернулся новый фронт, сражения на котором могут оказаться не легче, чем на линии огня. В городе предстоит навести порядок, остановить мародерство, предотвратить расправы победителей над побежденными и обеспечить людей водой, едой, электричеством, лекарствами. Пока со всем этим большие проблемы.
Партию самого необходимого накануне привез теплоход международной гуманитарной организации, а обратным рейсом забрал сотрудников дипмиссий, в том числе россиян. Специальный корреспондент НТВ Юрий Кучинский, напротив, приехал в Триполи, чтобы рассказать о первых днях новой жизни в столице.
Было время ставить памятники, наступило время ломать. Однако символ режима Каддафи перед резиденцией в Триполи держался крепко. Рука, сжимающая американскую ракету, простояла здесь 15 лет и три дня. Повстанцы распилили и сломали ее основание. Многие журналисты уже разъехались, не дождавшись символической победы, которую здесь отметили традиционно громко.
Матез Трибика: «Этому парню с большой головой конец! Мы избавились от всего этого. Теперь Ливия будет восстановлена с фундамента, с нуля, всеми ливийцами вместе».
В Триполи стреляют в воздух, явно не жалея патронов. Похоже, здесь действительно верят, что экономить боеприпасы больше незачем, война закончена.
Житель Триполи: «Я был на первых демонстрациях еще в феврале, а потом меня внесли в списки неблагонадежных и хотели убить. Я был вынужден бежать из страны и только сейчас смог вернуться домой».
Шумным торжествам не мешают периодические отключения света во всем Триполи. Подорожавший до 2,5 долларов за литр бензин для Ливии, богатой нефтью, — невиданная дороговизна. Все заправки или пустые, или разбиты. Случаются перебои с продуктами и водой, в магазины давно ничего не завозили. На вопрос, когда в продаже появится вода, продавец пожимает плечами и радостно улыбается.
Глава Военного совета повстанцев обещал наладить поставки в город в течение
Впрочем, в атмосфере всеобщей эйфории важнее другое: главный военный обещает не претендовать на свободу ливийцев. Повстанческие силы, по его словам, вольются в регулярную армию, как только она будет создана после выборов правительства, и клянется, что новой военной хунтой они становиться не собираются. Это очень актуально, учитывая, что предыдущего диктатора до сих пор не поймали.
Портреты Каддафи до сих висят в Триполи повсюду. Правда, теперь уже неофициальные. Другой вопрос, где сам полковник?
Представители повстанческих властей старательно уклоняются от прямого ответа. По последним слухам, из Ливии в Алжир выехала