Немало ценных, но забытых кинопленок удалось отыскать на полках красноярского архива. Здесь есть кадры, снятые молодым режиссером Леонидом Гайдаем.
В красноярском киноархиве при просмотре исторической хроники видеоинженеры нашли кадры, достойные премьеры.
Многие знают, как снимались знаменитые «Иван Васильевич» или «Операция Ы». Но мало кто видел, с какими трудностями Леонид Гайдай сталкивался на съемочной площадке одного из первых своих фильмов, который так и остался его единственной некомедийной лентой.
Архивные
Запись длится всего полторы минуты. Никому не известная съемочная группа работала на берегу Енисея. Имя режиссера Леонида Гайдая в
Оксана Данилина, фильмопроверщица: «Пленка была подписана „Дальний путь“, Гончарова. При проверке совершенно случайно выяснилось, что это уникальные кадры фильма Леонида Гайдая „Долгий путь“».
«Долгий путь» — первая полнометражная лента мэтра отечественного кино и единственная, где автор не шутит. Это драма о двух возлюбленных, которых разлучила ссылка и на случайную встречу в сибирской глуши у них лишь несколько минут. Финальная сцена происходит суровой зимой, а снимать ее пришлось весной. На пленке видны все промахи съемочной группы.
Андрей Гаврилов, видеоинженер: «Если говорить о сугробах, то на пленке видно, как вату укладывали. Наверное, работали ветродуи, это были самолеты без крыльев. Вентилятор дует, а мужик стоит перед потоком воздуха и лопатой снег кидает. Создается впечатление метели, хотя съемки шли весной, было достаточно тепло, но ощущение полного мороза».
Видеоинженер Андрей Гаврилов занялся изучением, сопоставляя сцены из фильма и кадры архива. Он пытается составить полный список людей, попавших в объектив кинохроники. Здесь не только артисты, но и члены съемочной группы, которые обычно только значатся в титрах.
Андрей Гаврилов, видеоинженер: «Гайдая на пленке нет, но есть его оператор Сергей Полуянов, он работал с режиссером над „Иваном Васильевичем“, например, и над другими фильмами тоже. Гайдаевские „Двенадцать стульев“, кстати, тоже снимал Полуянов».
Группа Гайдая работала на Енисее не один день, возможно, режиссер попал в кадр в другом выпуске. Сейчас специалисты изучают оставшиеся материалы. За почти вековую историю красноярского киноархива здесь скопилось немало ценных, но забытых пленок.
В советские годы с транспортера день и ночь пленки расходились во все районы края. Это был центр единой красноярской киносети, которая развалилась в
Превратившись из кинопрокатной конторы в склад, организация в первую очередь потеряла финансирование. Некоторые пленки за годы безденежья испортились, несмотря на старания нескольких работников. Сейчас утраченные кадры восстанавливают.
Алексей Снетков, директор красноярского киноархива: «Порядка 900 минут кинолетописи мы сможем в ближайшее время вернуть в Красноярский край».
После того как большую часть пленок восстановят, красноярские кинематографисты хотят обратиться к правообладателю (Свердловской киностудии) за разрешением выложить редкие кадры хроники в Интернет, чтобы пыль перестала быть ее единственным зрителем.