Профессор Стефан Хауфе (Stefan Haufe) из Берлинского университета близок к настоящему прорыву в области нового нейроинтерфейса.
Ученый создал устройство, которое позволяет управлять автомобилем лишь с помощью мысли, правда, пока только в момент торможения. На видео — как раз один из сотен экспериментов, проведенных исследователями.
Человека просят сесть за симулятор автомобиля и просто ехать по трассе со скоростью 100 км/ч. Водитель нажимает на стандартные педали газа и тормоза, но в то же время к его голове подключен специальные датчики ЭЭГ (электроэнцефалограммы). Они фактически сканируют мозг человека на предмет торможения. Детекторы мозговой активности обучены различать состояния клеток мозга в тот момент, когда человек принимает решение нажать на педаль и остановить авто.
Результаты поразительные — оказывается, испытателю требуется больше 200 миллисекунд на то, чтобы затормозить в нужный момент. На скорости в сто километров в час за это время машина проезжает расстояние примерно равное своей длине. Другими словами, этого времени во многих случаях достаточно, чтобы избежать столкновения.
Однако коллеги Хауфе из других университетов, например, Паланиаппан Рамасвами (Palaniappan Ramaswamy) из британского университета Эссекса, сомневаются в том, что схему эксперимента можно перенести в реальную ситуацию на дороге. В лаборатории, считает ученый, человек ждет того момента, когда нужно затормозить и полностью готов к нему. В обычный жизни, правда, события могут развиваться стремительно и водитель может просто не успеть «подумать» о торможении.
Разработка интерфейсов «человек — машина» считается сейчас одним из самых перспективных направлений в науке. Многие корпорации ведут свои исследования. Известно что в этой области активно работают инженеры Volkswagen. Российские ученые уже давно разрабатывают схожие технологии, но об их практическом применении пока неизвестно.