По свидетельству очевидцев, тонущую «Булгарию» бесстрастно снимали с проходящих судов, но помощь не оказывали.
Из более чем 200 пассажиров и членов экипажа «Булгарии» спасти удалось только 79 человек и, судя по всему это те, кто в момент, когда теплоход накренился, находились не внутри, в каютах, а на палубе. Всем им оказывается необходимая медицинская помощь, но уже очевидно, что гораздо сложнее им будет отойти от психологической травмы.
Некоторые свидетельства выживших пассажиров шокируют. Многие из них говорят, что мимо уже терпящей бедствие «Булгарии», не остановившись, прошли два судна, экипаж и пассажиры которых не только не пришли на помощь тонущим людям, но снимали все происходящее на мобильные телефоны.
С выжившими поговорил корреспондент НТВ Александр Калинин.
Минувшую ночь некоторые из пассажиров теплохода «Булгария» провели в центре травмы Республиканской клинической больницы в Казани. Почти у всех — легкие повреждения. Гораздо тяжелее травма психологическая. Воспоминания о минутах, проведенных на тонущем судне, будут мучить выживших гораздо дольше, чем ссадины и ушибы.
В справедливости этой прописной истины врач Сергей Еремин снова убедился минувшей ночью. Он был на дежурстве и принимал пострадавших пассажиров «Булгарии». Как
Сергей Еремин, врач Республиканской клинической больницы Татарстана: «Тем, кто потерял родных, очень тяжело. Их душевные травмы серьезнее, чем физические».
О глубоких порезах на руке Лилия будто и правда не переживает. Тем путешествием по Волге она наслаждалась вместе с мужем и родственниками. Помнит, как после обеда начался сильный дождь, как вода протекала сквозь прохудившуюся крышу, а потом неожиданно хлынула в трюмы, затопляя судно.
Лилия Саттарова, пострадавшая: «Когда он накренился, я выбежала в коридор и забежала обратно. Мы успели только завязать жилеты — и тут же вода. В считанные секунды. Корабль накренился, нас выбросило в коридор. Уже под водой я видела, как мужчина спустил жалюзи. Он стал бить по стеклу. Потом послышался тупой треск, и я, как пробка, вылетела через стекло. Вот отчего у меня эта резаная рана».
Муж Лилии, как и многие, оказался на воде без спасательного жилета. В панике пассажиры просто не успели их надеть. Теплоход ушел на дно за считанные минуты. Для Гульнары и ее дочки Регины это мгновение растянулось в бесконечность. В речное турне они отправлялись веселой компанией из восьми человек. Теперь остались только мать и дочь.
Гульнара Зарипова, пострадавшая: «Он опрокинулся на бок, и все люди сразу сползли. Я помню крик, визг. Потом он начал резко крениться на другой бок. И у меня ноги уперлись в потолок».
Регина Шейхутдинова, пострадавшая: «У кого не было спасжилетов, прямо в нас вцепились. Мы все вместе старались держаться».
Три аварийных шлюпки стали спасительными островками. Те, кому места в них не хватило, оставались в воде и держались за надувные борта. Как рассказывают сами пострадавшие, за полтора часа мимо них прошли два судна. Они не остановились, даже несмотря на призывы о помощи. По словам пострадавших, пассажиры одного из них даже снимали эту трагедию на мобильные телефоны.
Регина Шейхутдинова: «Я, правда, ничего не видела. Но люди говорят, проезжала баржа
Примерно через полтора часа терпящих бедствие пассажиров «Булгарии» подобрал теплоход «Арабелла». Накануне вечером он доставил их в Казань.
Пострадавший: «Очень старый корабль. Он затонул минуты за три. Даже пяти не прошло. Нас даже не предупредили об опасности. Он накренился на правый борт, перевернулся и затонул».
Пострадавший: «Ребенок там остался!»
Родственники погибших сегодня все утро идут в Республиканское бюро
Гульнара Сабирова, министерство здравоохранения Татарстана: «Тела мы фотографируем, верхнюю часть тела, показываем родственникам. Если они узнают, замечают знакомые черты, мы их за руки ведем уже к телу после заполнения протокола».
С родственниками работают психологи всех возможных служб и ведомств. Психологическая помощь сегодня вообще самая востребованная. Нуждаются в ней не только те, кто потерял родных, но и те, кто выжил.
Зураб Кекелидзе, замдиректора Научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. Л. Сербского: «Должна произойти то, что называется деэмоционализация. Нужно снять страх и тревогу и убрать воспоминания, которые потом не дают жить человеку».
После процедуры опознания тела отдадут родным. Уже завтра в Казани могут состояться первые похороны. По мусульманской традиции их скорее всего проведут до обеда.
Информация о пассажирах, находившихся на борту «Булгарии», размещена на сайте МЧС Татарстана. Там опубликован список, в котором указано, кого удалось спасти, кого нашли погибшим, кого уже опознали, а кто на данный момент числится пропавшим без вести.
Эти данные постоянно уточняются.
Также о судьбе находившихся на теплоходе можно узнать, позвонив на «горячую линию». Телефон — +7 (843) 2274656.