На Украине появился памятник салу.
На Украине появился настоящий храм сала. Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев осмотрел экспозицию, пытаясь проникнуться поэзией свиного жира и познать метафизику культового продукта Незалежной.
Если тело человека на 80% состоит из воды, то тело среднего украинца имеет, очевидно, другой состав. В центре Львова теперь бьется гигантское сердце украинского народа, целиком сделанное из отборного сала.
Местный житель: «Сало нельзя без холодильника. Если отключить холодильник, сердце перестанет биться».
Заплывший жиром орган человека — признак не болезни, а благополучия. Весь музей сала словно гимн символу украинской идентичности. Впрочем, и собственной гимн у заведения имеется — знаменитая на весь мир песня «Без сала мучусь».
Идеологами Львовского музея сала стала группа художников под названием «Огненные саламандры». Попытка рассказать об экспозиции заканчивается почти стихами.
Борис Бергер, художник: «Сало — это когда тебя понимают, сало — это когда тебя любят и ждут. И вообще сало — это не кусок свиньи, это отдельное живое существо метафизическое».
Начали с установки памятника салу, придуманного питерским писателем Андреем Битовым. Кусок белого мрамора с золотыми прожилками посетители поначалу пытались попробовать на вкус. Американский художник Энди Уорхолл пожертвовал музею свою картину про сало, а его российский коллега Андрей Бильжо выяснил, о чем мечтает девочка с персиками. Целый отдел, посвященный роману Владимира Сорокина «Голубое сало». Тут же можно заглянуть в мастерскую художника. Повар или скульптор лепит из свиньи свинью.
Скульптор: «Оно очень легко принимает форму. Но для более качественной лепки лучше сало замораживать. Когда я делаю голову свиньи, идет как бы процесс реинкарнации».
Из этой творческой кухни уже вышел бюст Венеры, ухо Ван Гога, нос Гоголя и голова Тараса Бульбы, в которую бесцеремонно залезли гости.
Самый известный за границей украинский продукт и внутри страны окружен невероятной мифологией. К примеру, считается, что с помощью сала можно вылечить воспаление легких, ишемическую болезнь сердца и даже геморрой. То есть сало — это продукт, лекарство, предмет национального культа, а теперь еще и объект современного искусства.
Впрочем, о каком бы сакральном продукте не шла речь, жизнь его конечна. На выходе из музея посетителей ждет кабинет салопортации с буквами «М» и «Ж» на дверях.