Из Финляндии в Санкт-Петербург сегодня утром пришел караван судов: более 10 старинных пароходов, каждому из которых свыше 100 лет, примут участие в праздновании Дня города.
Из Финляндии в
А сегодня на таком пароходе в Северную столицу прибыл корреспондент НТВ Илья Федосов.
Идиллическая картинка дачного отдыха. На самом деле, это — финские моряки. Говоря официально, члены общества старинных пароходов. Готовятся на своих кораблях идти в Петербург, чтобы участвовать в Дне города. Экипаж уже запасся всем необходимым, остальные в поте лица тачками возят топливо. Грузовика дров должно хватить на всю эскадру. 12 пароходов. Моложе 1925 года постройки среди них нет ни одного. Пароход «Саима» состоит на службе у финского правительства 109 лет. Не отдыхал ни одного дня.
Юкка Вяйсянен, капитан парохода «Саима»: «Со дня постройки его поддерживали в рабочем состоянии, корабль не пришлось восстанавливать, просто хорошо следили за ним, и все».
Выход в море — серьезная процедура. Час уходит только на то, чтобы прогреть котел. Он не только движет корабль, но еще и отапливает внутреннее помещение. Снаружи прохладно и ветрено, а внутри, в салоне, тепло и вкусно пахнет дровами, очень уютно. Еще бы! На этом корабле возили на рыбалку членов российской императорской семьи. Говорят, что на диване, который и сейчас стоит внутри парохода, сиживал император Николай II.
Плюсы дровяного двигателя. В старину делали так: закончилось топливо, причалил к острову, нарубил дров, залил воды в бойлер и поплыл дальше. Команда из шести человек, дружно работая, может быстро обеспечить себя топливом до порта назначения. Казалось бы, прогулочный корабль, пассажиры в красивых нарядах, и тут же на палубе — дрова. А что делать? Корабль тратит кубометр дров в час. Чтобы хватило на весь путь до Петербурга, приходится хранить топливо на палубе.
Когда корабли выходят в открытое море, становится ясно, что плавание на пароходе — занятие не только почетное, но и опасное. Судно качает, и в бойлерном баке над раскаленной топкой бултыхается семь тонн воды. Капитан внешне совершенно спокоен.
Юкка Вяйсянен: «Не так уж все плохо. Да, волны здесь, мягко говоря, побольше, чем в нашем озере, но корабль справляется. Очень мягко преодолевает волну».
Нижняя палуба на пароходе — это отдельный мир. Работа двигателей 1892 года постройки завораживает. В обращении с ним надо все время помнить о двух вещах: о давлении пара и своевременной смазке трущихся частей. Забытая ныне профессия кочегара. На первый взгляд, ничего сложного: проверил топочку, положил дровишек, закрыл, проверил давление на манометре. Нормально. Что там хотят на мостике? Полный вперед? Есть полный вперед.
На полпути есть возможность укрыться за островом и пообедать. Подтягиваются отставшие пароходы, проверяют механизмы и ликвидируют последствия шторма. Скоро пункт назначения — Петербург, поэтому на кораблях наводят порядок и поздравляют героев дня — экипаж плавучей сауны, которой пришлось нелегко на высокой волне. Она, похожая на баржу, пришвартована к пароходу справа. Только финны могли отправиться в Петербург со своей баней. Но, впрочем, все условия мероприятия соблюдены. Ведь сауна, как и остальные пароходы, работает на дровах.