Монумент воинам-освободителям в Таллинне вновь оказался в центре скандала.
В Эстонии разгорается новый скандал, связанный со знаменитым Бронзовым солдатом. Дождавшись, пока страсти вокруг переноса монумента из центра города на городское кладбище улягутся, эстонские власти решили его переименовать. И теперь памятник
В
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный передает из эстонской столицы.
Глядя на эту табличку, как никогда понимаешь пословицу: «Что написано пером, не вырубишь топором». Слова «памятник советским солдатам, оккупировавшим Таллинн»
Сергей Тыдыяков, активист антифашистской общественной организации «Ночной дозор»: «Это — народный гнев. Люди не выдерживают. Я не видел, как и кто это сделал. Я пришел, все уже так было».
Корреспондент: «Судя по всему, пытались вырвать, да?»
Сергей Тыдыяков: «Естественно, они пытались вырвать. И они продемонстрировали свое возмущение».
Высшая точка кипения страстей вокруг Бронзового солдата — апрель
Журналист Дмитрий Клёнский тогда был в гуще событий, а потом оказался на скамье подсудимых. Его оправдали, но сейчас, говорит он, оправдываются опасения: для многих эстонских политиков и Бронзовый солдат, и так называемый «вопрос о русскоязычных» — не более чем повод. Буквы на табличке маленькие, зато рейтинг — большой.
Дмитрий Клёнский, журналист: «Они все время видят в нас
Впрочем, если хотя бы немного углубиться в историю, то вопрос о разделении так называемых оккупантов по национальному признаку представляется и вовсе более чем спорным. Ведь одну из ключевых ролей в освобождении Таллинна сыграл эстонский корпус. Да и изначально, сразу после войны, Бронзовый солдат задумывался именно как памятник эстонскому победителю фашизма. И только потом
С утра в таллиннском совете ветеранов прочитали местную прессу — там опять самое популярное слово «оккупант» — и вынесли однозначный вердикт: «провокация». Владимир Исаевич Метелица за эстонской политикой следит и знает: как раз в понедельник начал работу новый парламент, будет новое правительство и новый министр обороны, чье ведомство отвечает за это кладбище. Пока — осторожный оптимизм.
Владимир Метелица, ветеран Великой Отечественной войны: «Здравый смысл должен победить. В последнее время эти все настроения, что „враг номер один — Россия“ постепенно уходят в прошлое. Более молодое поколение — более здравое».
Впрочем, новое поколение эстонских антифашистов как раз таки настроено не очень оптимистично. Иск по поводу таблички составлен и подан в суд. Но на вопрос российского репортера «Насколько реально его выиграть?» следует такой ответ.
Мстислав Русаков, юридический консультант Центра информации по правам человека: «Проблема в том, что мы с вами живем в разных реальностях. Для вас советский солдат — это герой, который переломил хребет фашизму. Здесь все наоборот: советские солдаты — не герои, а герои те, кому они переломили хребет».
Когда официальные лица займутся табличкой, сейчас не известно. Но, судя по ее виду,