В Москве на 76-м году жизни скончалась выдающаяся актриса театра и кино Людмила Гурченко.
Сегодняшний вечер омрачила новость, в которую не хочется верить. В своей московской квартире скоропостижно скончалась народная артистка СССР Людмила Гурченко — звезда, принесшая в советское кино блеск классического Голливуда, одинаково пронзительная и в германовских «20 днях без войны», и в искрящихся водевилях вроде «Соломенной шляпки».
Среди же ее личных — не актерских — качеств, выделялось неожиданное в такой хрупкой женщине мужество. Выдержав многочисленные и жестокие удары судьбы — гонения, клевету, предательства, — Гурченко не боялась и своего возраста, отметив недавнее
Корреспондент НТВ Сергей Морозов продолжит.
Людмила Гурченко: «Насчет мастера — это очень сложно. А то, что звезда, так это я уже знала в три года!»
Людмила Гурченко всегда знала, что станет актрисой, и в 20 лет она достигла того, к чему многие идут долгие годы. Ее узнала и полюбила вся страна. Фильм «Карнавальная ночь» и этот образ, ставший одним из символов «оттепели», потом копировали в других картинах, и казалось, что Людмиле Гурченко суждено навечно остаться в образе девушки с гитарой.
«Первый успех изломал меня и оставил в полном недоумении», — вспоминала актриса. Лишь через 20 лет после звездного дебюта в полной мере проявилась настоящая Гурченко — актриса большого кино.
Алексей Герман, режиссер: «Я считаю ее великой артисткой, потому что она одна из немногих, которые играют душой, а душа у человека проглядывает через глаза. Не через пластику, не через фигуру, не через хохмочки, не через слезы, которые тебе накапает гример, или шрамы. Она проглядывает через глаза».
В
Когда «Пять вечеров» показывали на Западе, Гурченко назвали там советской Жанной Моро. Ее роли в военных фильмах заставили вспомнить, что детство девушки с гитарой прошло в оккупированном немцами Харькове, и что ее жизнь не всегда была раскрашена в цвета «Карнавальной ночи».
Александр Калягин, народный артист России: «Ее понимаешь, она тяжелую жизнь прожила, очень тяжелую. Это все с виду кажется: все так красиво, шикарно, с блестками, какие она любила. Но на самом деле она безумно глубокий человек, очень ранимый и так далее, и тому подобное».
Те, кто работал с ней на съемочной площадке, вспоминали, что она была абсолютно предана работе и не терпела лентяев и бездарностей. У нее была гениальная актерская интуиция.
Людмила Гурченко: «Есть кусочки в фильмах, где я не понимаю, почему я так это сделала, и я ли это, и что со мной тогда происходило, когда вдруг я понимаю, что тут расчета никакого нет. Тут без расчета, тут без мозгов. Вот
Ей удавались очень разные образы. Одной из самых любимых, народных ролей стала Раиса Захаровна в картине «Любовь и голуби».
Александр Михайлов, народный артист России: «Многие говорили, что характер
Людмила Гурченко была замужем пять раз. О своих непростых отношениях с детьми она сама рассказала в последнем фильме. Людмила Гурченко ничего не делала в полсилы.
Александр Адабашьян, сценарист, режиссер: «Мои множественные с ней встречи во всех разных, так сказать, ипостасях все время изумляли тем, насколько она во всем этом была талантлива, с бешеным темпераментом, любила жить, и жить активно — не существовать, а жить. Я думаю, что, в общем, поэтому вот так стремительно все и случилось».
Когда представилась возможность снять абсолютно свой, авторский фильм «Пестрые сумерки», Людмила Гурченко сняла именно музыкальный фильм о музыкантах. Музыка была с ней до конца ее жизни.