Автомобилисты старательно выбирают сервис или заправку, но редко знают, насколько квалифицированный мастер балансирует колеса, а ведь ему водитель доверяет свои дорогие шины и свою жизнь.
При неправильной балансировке постепенно разрушаются детали подвески.
Ильдар Гайдуллин, слесарь автосервиса: «Ступичный подшипник вышел из строя, скорее всего,
Едва заметные 20 граммов дисбаланса эквивалентны ударам по подвеске кувалдой с частотой до тысячи раз в минуту. Водитель может не чувствовать вибрацию на руле, но подвеска уже начнет незаметно разрушаться. Есть два основных способа уменьшить вибрацию. Традиционная балансировка на станке и финишная прямо на автомобиле.
Программа «Главная дорога» отдала разные колеса разным мастерам в 5 придорожных мастерских, 2 фирменных шиномонтажах и одном мобильном. Результат проверили на откалиброванном станке.
Профессионалы рассказали, как правильно исправляют дисбаланс. Игорь Рыбин — мастер по высокоточной настройке спортивных автомобилей. Валерий Соколков — специалист по финишной балансировке. Они сняли все грузы с колес, разогнали машину до 90 километров в час, замерили вибрацию на руле и рычаге подвески. Амплитуда вибрации на рычаге подвески — 0,203 мм, амплитуда вибрации на руле — 0,162 мм. Первым от таких нагрузок рассыплется подшипник ступицы. Ездить без балансировки — дорогое удовольствие. Начать балансировку нужно с очистки протектора, извлечь все камни и помыть колеса, так как грязь тоже имеет вес.
В тестируемых сервисах только один мастер прислушался к просьбе и убрал камни, но когда уже отбалансировал колесо. И при повторной проверке компьютер потребовал сместить груз. Станок должен быть откалиброван, это легко проверить. После первого замера попросите мастера снять и заново установить колесо. Если цифры на станке будут те же, что и в первый раз, станок настроен точно.
На динамометрическом стенде при скорости в 90 км/ч амплитуда вибрации на рычаге подвески до балансировки составляла 0,203 мм, после балансировки — 0,044 мм. Амплитуда вибрации на руле до балансировки — 0,162 мм, после балансировки — 0,123 мм. После традиционной балансировки нагрузка на подвеску снизилась больше чем в 4 раза. Стала меньше и вибрация на руле.
Обычная балансировка не может убрать дисбаланс подвески приводов, ступиц, а финишная это делает. Мелкие камни застревают не только в протекторах, один удалось найти прямо в тормозном диске. Но перед финишной балансировкой без обычной не обойтись. Двойная работа, тройная цена.
Балансировка на 4 колеса традиционная — 600 рублей, финишная — 1800 рублей. Станок для финишной балансировки разогнал колесо, датчик замерил дисбаланс и указал, куда крепить груз. На каждый диск пришлось добавить от 15 до 30 граммов. Когда машина ехала на динамометрическом стенде, по ощущениям стало комфортнее. Виброметр показал, что при скорости в 90 км/ч без балансировки амплитуда вибрации на рычаге подвески оставляет 0,203 мм, амплитуда вибрации на руле — 0,162 мм. После традиционной балансировки амплитуда вибрации на рычаге подвески — 0,044 мм, амплитуда вибрации на руле — 0,123 мм. После финишной балансировки Амплитуда вибрации на рычаге подвески — 0,09 мм, амплитуда вибрации на руле — 0,05 мм. На руле вибрация снизилась по сравнению с обычной балансировкой, на подвеске — почти не изменилась.
С финишной балансировкой ездить комфортнее, но она в 3 раза дороже и сбивается после снятия колеса. Из 11 колес почти идеально нам отбалансировали только одно. Сделали это в недорогом придорожном шиномонтаже, где согласились убрать камни. Остальные колеса нужно переделывать даже после фирменного сервиса с высокой ценой, а в мобильном шиномонтаже на одно из колес не доставили целых 25 граммов. Фургон мобильного шиномонтажа не должен раскачиваться в момент работы станка, иначе датчик баланса выдает неточные результаты. Всегда следите за работой мастера. Чем меньше спешки, тем точнее результат и целее машина.