В Перми сегодня вспоминают о жертвах пожара в ночном клубе «Хромая лошадь». Он произошел год назад в ночь на 5 декабря.
В Перми сегодня вспоминают о жертвах пожара в ночном клубе «Хромая лошадь». Он произошел год назад в ночь на 5 декабря. Трагедия унесла 156 жизней, 82 человека были ранены, 19 из них остались инвалидами, двое до сих пор в больницах. Сегодня вечером в Театре оперы и балета в память о погибших прозвучит «„Реквием“ Верди, а в парке рядом с клубом зажгут поминальные свечи.
Репортаж корреспондента НТВ Инны Осиповой.
Хромая лошадь» вновь открыла двери для посетителей, но лишь на несколько часов. Об этом попросили родные погибших, которые захотели побывать здесь в годовщину трагедии. У большинства из них до сих пор не было такой возможности — клуб был опечатан на время следствия.
В самом помещении «Хромой лошади» за год практически ничего не изменилось. Здесь и сегодня повсюду обгоревшая мебель, посуда, покрытая копотью. В открытых бутылках даже сохранилось вино с той праздничной ночи.
Галина Мирошниченко в ту ночь потеряла свою дочь Ольгу. О ее гибели сообщили в первые же часы после пожара. Девушка отравилась угарным газом. Здесь и теперь тяжело дышать, говорят родные погибших, и не только
Галина Мирошниченко: «Этот год я каждый год реву, похудела на 10 килограммов».
Мария Прокофьева: «Выбраться не было шансов, особенно для тех, кто сидел в дальних залах. Их убили. Это массовое убийство людей».
Из 300 человек, которые были в «Хромой лошади», выжило меньше половины, 20 из них остались инвалидами. Валентин Зубарев — сам бывший пожарный, но даже он, находясь в ту ночь в клубе, не понял, что происходит. Официант предупредил, что заказ придется немного подождать
Валентин Зубарев: «Никто всерьез не воспринимал, насколько это страшно. Был бы запасной выход, нормальный выход, думаю, погибших бы не было».
Если бы в клубе была пожарная сигнализация, женщины не возвращались бы в зал за сумочками, скажут позже на суде другие пострадавшие. И таких «если» в уголовном деле наберется немало.
Михаил Вишневский, директор клуба: «Здесь, как любом эвакуационном пути, есть лампочки, указывающие направление выхода».
Сейчас каждый сотрудник каждого пермского клуба вам покажет выход, запасной выход. В этом ночном заведении их три. После пожара в «Хромой лошади», когда начались массовые проверки, владельцы клубов пережили 15 судов и потратили на переоборудование помещений пять миллионов рублей.
Михаил Вишневский, директор клуба: «Может быть, таков наш менталитет. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Это не в абсолютном понимании. Это не значит, что мы раньше этому абсолютно никакого внимания не уделяли. Я говорю о том, что сейчас более скрупулезным стал подход в этом отношении».
Пожарнадзору Пермского края сейчас остается только надеяться, что в клубах извлекли уроки из прошлогодней трагедии, поскольку проверять такие заведения инспекторы имеют право не чаще, чем раз в три года, чтобы не оказывать давление на бизнес.
Валерий Титунов, начальник отдела по связям с общественностью ГУ МЧС РФ по Пермскому краю: «Если инспектор придет на объект сейчас, то он там будет незаконно находиться. И все действия, которые он предпримет, они будут просто незаконны».
Сейчас инспектор в преддверии новогодних праздников проверяет пиротехнику по особому постановлению правительства. В Перми нарушений пока выявлено немного. Впрочем, и спрос на фейерверки по сравнению с прошлым годом в регионе упал вдвое, тем более что весь город сейчас следит за судебным процессом по «Хромой лошади».
На скамье подсудимых оказались и пиротехники, и владельцы клуба, и сотрудники пожарного надзора. Точку в этой истории удастся поставить нескоро. Только потерпевших по делу насчитывается более 400 человек.