Железнодорожной станции «Лев Толстой» под Липецком вернут старое название «Астапово». 100 лет назад оно прозвучало на весь мир. Там, в домике станционного смотрителя, умер великий писатель.
Сегодня железнодорожной станции «Лев Толстой» под Липецком вернут старое название — «Астапово». 100 лет назад оно прозвучало на весь мир. Там, в домике станционного смотрителя, умер великий писатель. Сегодня его жизненный путь и творчество будут вспоминать участники международного форума. В Астапово приехали потомки Толстого, ученые и деятели культуры.
О последних днях классика русской литературы рассказывает корреспондент НТВ Ольга Чернова.
Стрелки старинных часов на железнодорожной станции «Лев Толстой» не идут уже 100 лет. Их остановили, как только ранним утром 20 ноября 1910 года рабочие узнали о смерти Льва Толстого. Тогда железнодорожники решили дать станции «Астапово» имя писателя и договорились сохранить здесь все, как было при Льве Николаевиче.
Раиса Крылова, заведующая филиалом Государственного музея Л. Н. Толстого «Астапово»: «На кровати тот самый плед клетчатый, которым он укрывался в вагоне, уезжая из Ясной Поляны».
Когда
Маленькая станция «Астапово», на которой вышел заболевший Лев Толстой, сразу стала известна на весь мир. Сюда приехали русские и иностранные корреспонденты, провели специальный телеграфный провод и о самочувствии писателя сообщали по нескольку раз в день.
Вокруг дома круглосуточно дежурили сотни людей. Крестьяне предлагали народные способы лечения воспаления легких, за жизнь Толстого боролись семь врачей. Их потряс ответ умирающего графа на вопрос о социальном положении.
Раиса Крылова: «Тогда Толстой сказал свои знаменитые слова: „Напишите: «Пассажир поезда номер 12. Все мы пассажиры в этой жизни. Только одни входят в свой поезд, а другие, как я — сходят»“».
Дом, где умер Толстой, стал местом паломничества. На стенах писали: «Великий гений, учитель правды». А этот профиль писателя на обоях во время прощания угольком сделал проводник из Ельца. В деревенской газете напишут: «Погасло солнце, гревшее сердце всех народов».
Раиса Крылова: «Он говорил: „Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться, лишаться, а спокойствие — душевная подлость“».
На этих кадрах хроники прощание с Толстым в Ясной Поляне. Сюда приехали из Москвы около пяти тысяч студентов. Когда выносили гроб, люди вставали на колени. Накануне ухода у Льва Толстого родился замысел нового романа о пошлости жизни богатых и чиновников и о развитии духовно здорового человека. Последними стали строчки в его дневнике: «Вот и план мой: делай все на благо другим».
Лев Толстой: «А то, что я вам говорю, нужным для вас будет. Но вспомните, когда уж меня не будет. Дарите свое нам добро, прощайте, будет».